Виды познавательных процессов и критерии их классификации

Материалы » Виды познавательных процессов и критерии их классификации

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы человеческой деятельности и основные формы его активности.

Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта. Разум, наряду с желательной и чувствующей сторонами, входит в число основных составляющих человеческой субъективности. Разум человека, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличие человека от животного.

Представление о человеке как о разумном существе, как субъекте познания позволяет исследовать формы, виды, средства и способы его познавательной деятельности. Человек познающий изучается различными науками - философией, социологией, логикой, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д.

Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого неотделим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, всей истории его индивидуального развития. При этом психология опирается на данные изучения познавательной деятельности, полученные в других науках.

В гносеологии как разделе философии человеческое познание разделяется на два уровня - чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира - мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частной форме - ощущениях.

К рациональной ступени познания в гносеологии относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мира субъектом в понятиях, суждениях и умозаключениях. Понятия, суждения и умозаключения составляют основные формы мыслительной деятельности человека; они специально изучаются в формальной логике как философской дисциплине.

Происхождение, содержание, становление и развитие мышления как фундаментальной родовой человеческой способности исследуется в диалектической логике.

Психология познания, в отличие от других наук, изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет процессы памяти, воображения, внимания. Кроме этого, психология исследует реальные связи, существующие между отдельными познавательными процессами, изучает познавательную деятельность как целое.

Другие статьи:

Избавление от страха
Попросить пациента дышать свободно и естественно во время лечебной процедуры вполне соответствует концепции Ференци об «активности». Необходимо дать пациенту возможность осознать ригидность мышц и неестественность своего состояния. Ригидн ...

Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности
Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX в., но вплоть до 1970–х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали различия полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и к женщинам. Проблема, связан ...

Закономерности общения и взаимодействия в трудовой деятельности
Взаимоотношения – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношения – отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу. При взаимоотношениях постоянно осуществляется «обратная свя ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru