Виды связной речи. Пересказ – важное средство развития связной речи

Материалы » Значение игровой деятельности в развитии речи детей » Виды связной речи. Пересказ – важное средство развития связной речи

Страница 1

Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция).

Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь (импрессивная речь) всегда преобладает над активной (экспрессивной) речью. У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется достаточно ярко.

Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю.

Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуются при непосредственном общении друг с другом. В зависимости от конкретных условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи, протекающей в форме беседы, разговора между двумя или несколькими участниками, либо человек ставит вопрос и отвечает на него, высказывает замечания, одобрения или возражения.

Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к реальному или воображаемому слушателю.

Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на слушателя. По сравнению с диалогической речью, монологическая - более сложная и трудная форма речи. Монологическая речь не имеет прямой и активной поддержки со стороны слушателя, а поэтому монологическое выступление требует предварительного продумывания и планировки его основных опорных пунктов,

Развитие связной речи ребенка - дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Многие психологи выделяют такие работы по развитию связной речи в подготовительной группе детского сада:

Рассказывание.

1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.

2. Рассказывание по картине,

3. Рассказывание на тему из личного опыта.

4. Рассказывание по предложенным сюжетам.

Пересказ

.

1. Частичный

2. Подробный.

Пересказ - связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения. Среди различных видов пересказов наибольшее распространение и программе детского сада получил подробный пересказ - пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении взрослым. При этом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи детей.

Помимо того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают необходимыми для связи одни мысли с другой предложениями, выражающими различные временные и причинные отношения.

Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Факторы, необходимые для развития личности подростка
Понять подростков, особенности данного возрастного периода нам поможет знание о той особой нише развития, в которой они сегодня живут. Для них характерна возрастная сегрегация: современные подростки вступают во взаимодействие в основном с ...

«Социометрический стимул: методология и особенности»
Компульсивность жизненно иллюстрирует латентный бихевиоризм, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Как отмечает Жан ...

Свойства, перенимаемые бодрствующим сознанием у сонного
Почти у всех маленьких детей бывают фазы, когда они кричат при пробуждении. Кричат просто потому, что просыпаются. Тогда мать берет на руки маленькое, орущее, брыкающееся, размахивающее ручонками, потное существо, взирающее на мир с выраж ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pclever.ru