Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации

Материалы » Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации

Проблема возникновения, стилей конфликтного поведения и эффективного разрешения конфликтов обладает огромной актуальностью в современном обществе. При этом интерес к данной теме проявляют не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги и все те, кто осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с людьми.

Социологи в первых своих исследованиях конфликтной проблематики представляли конфликт как патологию в функционировании общества, устройство которого виделось как стабильное и интегрированное. Следовательно, конфликт должен быть исключен из жизни общество как аномалия.

Основания современной конфликтологии были заложены авторами систематических описаний процессов борьбы и конфликта в обществе, Марксом и Зиммелем. Впервые появились основания в представлении о позитивных функциях конфликта, что дало начало так называемому конфликтному функционализму[1].

Маркс пишет о противоречиях и противостоянии частей социальной системы, о неизбежности борьбы, обреченности классового общества на противостояние. Зиммель уже вводит различение понятий борьбы и конфликта, рассматривая последний как переменную, интенсивность которой образует континуум с полюсами «конкуренция» и «борьба».

Продолжением работ Маркса и Зиммеля и концептуальной основой современной парадигмы конфликта стали исследования Дарендорфа и Козера. В этих работах произошло смещение акцента с теоретических описаний конфликта к практической работе с ними.

В современной конфликтологии конфликт признается в качестве закономерной, естественной характеристики социальных отношений, также раскрывается возможность протекания конфликтов в разных формах (не только в деструктивных, но и в конструктивных), утверждается принципиальная возможность управления конфликтами.

Конфликт – это распространенная черта общества, он неизбежен и должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческого взаимодействия. Конфликт нужно рассматривать вовсе не как аномалию, а явление, которое содержит в себе позитивные возможности. Конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию [1].

Конфликт, может быть, управляем таким образом, что его деструктивные последствия могут быть сведены к минимуму, а позитивные конструктивные возможности – к максимуму.

Для эффективного управления конфликтом необходимо изучить конкретные стратегии поведения, особенности взаимодействия и приемы, используемые людьми в конфликтной ситуации. В приложении (Приложение 1) реферата можно ознакомиться с Методикой диагностики стратегии поведения личности в конфликте К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).

Другие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания ...

Психологическая помощь детям с аутизмом
Средства помощи аутичному ребенку должны быть направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков. Для поддержания психофизического тонуса и снятия эм ...

Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени веду ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru