Психологическая помощь детям с аутизмом
Результаты исследования А.В. Хаустова (особенностей коммуникации аутичных детей) позволяют сделать вывод о том, что лексическое развитие не изолированный процесс, а один из аспектов общего развития аутичного ребенка. Таким образом, коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие речи и обогащение словаря аутичного ребенка, должна вестись внутри психологической коррекции аутизма, которая предполагает развитие взаимодействия со взрослым в условиях стимуляции активности ребенка, что закономерно приводит к выделению ребенком себя как субъекта коммуникации и взаимодействия, формированию представлений о близких людях, возникновению индивидуальной избирательности.[9, С.159]
Развитие речи особенно активизируется с появлением у детей увлечений запретными темами: речь не только становится более развернутой, необходимость договариваться для осуществления собственных намерений и сохранения при этом важного для ребенка взаимодействия со взрослым стимулирует развитие диалога. Освоение более сложных смыслов игры стимулирует появление обращения к взрослому, к игрушке, дети начинают предлагать собственные сюжеты игры, речь становится более спонтанной, появляются шутки. Дети все больше начинают выражать желания с помощью слов и отстаивать их, начинают активно использовать первое лицо. Речь начинает использоваться ребенком и для организации собственного поведения. [3, С. 47]
Наиболее близкие люди, которые окружают детей – это, конечно, их родители. Перед ними стоит очень важная задача – вырастить и воспитать ребенка. У родителей детей с аутизмом эта задача усложняется во много раз. Им необходимо помочь такому ребенку адаптироваться во внешнем мире. Поэтому, в первую очередь, нужно информировать родителей об этом заболевании и призывать их к трезвому пониманию ситуации, а не к панике.
Итак, у малыша, начавшего ходить, обнаруживаются такие признаки аутизма (важно следить за сочетанием симптомов):
- в годовалом возрасте он не указывает пальцем на предметы;
- в год еще не лопочет, в 16 месяцев не произносит отдельных слов, в два года не связывает хотя бы два слова;
- теряет приобретенные речевые навыки;
- не стремиться играть;
- не стремиться заводить друзей;
- может сосредоточить свое внимание на очень короткое время;
- не отвечает, когда его окликают по имени; равнодушие к другим;
- не вступает в зрительный контакт (или вступает в малой степени);
- повторяет одни и те же телодвижения (хлопает в ладоши, раскачивается);
- сильные вспышки раздражения;
- пристрастие к какому-то одному предмету, такому, как вентилятор;
- необычно сильное сопротивление переменам в устоявшихся привычках;
- чрезмерная чувствительность к определенным звукам, материалам или запахам;
Признаки синдрома Аспергера обычно распознаются у детей в возрасте шести лет и старше. Они:
- трудно заводят друзей;
- испытывают трудности в чтении или в невербальном общении, например при помощи мимики;
- не понимают того, что у других есть мысли и чувства, отличные от их собственных;
- навязчиво сосредоточены на узких интересах, например на запоминание расписания электричек;
- неловки в движениях;
- с трудом отказываются от привычек, особенно если перемены происходят неожиданно;
- используют механические, словно у робота, обороты речи.
Даже у «нормальных» детей подобные черты поведения могут проявляться – но лишь время от времени. Напротив, симптомы аутизма или синдрома Аспергера устойчивы и истощают психику ребенка.
Каждодневная жизнь аутичных детей и тех, кто о них заботится, очень тяжела. Но информация об аутизме и о том, как лучше помогать подобным семьям, появляется все больше и больше. И, возможно, самой значительной отправной точкой стало признание того факта, что родители не ответственны за недуг своих детей. [2, С.11]
Другие статьи:
Библиотерапия
Она включает в себя сочинения литературных произведений и чтение
1 форма. Создать чьё-либо в жизни описание.
2 форма. Письмо некоторым частям своего тела. Письмо от части тела к тебе
3 форма. Описать сильное переживание своей жизни в 5 ...
Выявление трудностей невербального общения
Психологию в шутку называют «наукой студентов и крыс». Многочисленные исследования в различных областях научного, в частности гуманитарного, знания проводятся с участием студентов. Чаще всего на роль «подопытных кроликов» приглашаются сту ...
Дружеское общение
Дружеские отношения можно определить как положительные интимные отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, преданности людей друг другу, полном доверии и т.д. Дружеским отношениям ...