Психологические теории аутизма

Материалы » Особенности развития аутичного ребенка » Психологические теории аутизма

Страница 2

§ нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, что проявляется в сниженном жизненном тонусе;

§ снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком.

Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Многие проявления аутизма интерпретируются как результат включения за­щитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавли­вать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. В рамках данной концепции искажение развития когнитивных функций — это следствие нарушений в аффективной сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непо­средственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами.

Ведущая роль эмоциональных нарушений в развитии аутизма подчер­кивается и в теории Р. Хобсона. Автор рассматривает аутизм преимуще­ственно как аффективное расстройство с нарушением межличностных от­ношений. Утверждается, что для аутизма типично врожденное отсутствие способности воспринимать и отвечать на аффективную экспрессию других. Это подтверждается результатами экспериментальных исследований, на­правленных на изучение способности оценивать эмоциональное выражение лиц. В связи с таким дефицитом ребенок с аутизмом не получает необ­ходимого социального опыта в период раннего детства. Последнее приводит к неполноценности когнитивных структур, необходимых для нормального общения. Таким образом, подчеркивая роль эмоциональных расстройств при аутизме и объясняя ими основные проблемы, возникающие у этих больных, автор тем не менее указывает на первичность специфического когнитив­ного дефицита.

Коммуникативные проблемы у детей с аутизмом интерпретируются в рамках еще одной концепции, как следствие нарушения способности ими­тации лицевой экспрессии. Основываясь на том факте, что здоровые новорожденные обладают способностью имитировать видимую мимическую экспрессию, авторы постулируют наличие врожденной супрамодальной схе­мы тела, объединяющей зрительную и проприоцептивную информацию. Имитируя аффективную экспрессию взрослого, ребенок начинает испыты­вать те же эмоции. Так возникает «эмоциональное заражение», позволяющее ребенку идентифицировать взрослого, как «нечто похожее на него самого».

Авторы полагают, что при аутизме эта врожденная система имитации повреждена, что и приводит к нарушению взаимодействия с миром.

Рассмотренные выше концепции аутизма в качестве основной причины нарушений развития видят эмоциональные расстройства, независимо от того, являются ли они первичными или производными от когнитивного дефицита. Согласно другим теориям, нарушение именно когнитивной сферы и есть источник отклонений у подобных больных.

Одна из наиболее известных концепций такого рода — теория У. Фриф. Основанием для ее создания послужили результаты экспериментальных ис­следований и наблюдений, которые обнаружили не только снижение воз­можностей, но и специфические способности у больных аутизмом. К таким необычным способностям относятся, например, высокие показатели при за­поминании слов, не связанных по смыслу, умение воспроизводить бессмыс­ленные звукосочетания, умение узнавать перевернутые и зашумленные изо­бражения, выделять второстепенные признаки при классификации лиц и др. В то же время больные аутизмом затрудняются при выполнении тестов на запоминание предложений, на классификацию лиц по эмоциональному вы­ражению, на узнавание правильно ориентированных изображений и т.д.

У. Фриф предположила, что аутизм характеризуется специ­фическим дисбалансом в интеграции информации. По мнению автора, нор­мальный процесс переработки информации заключается в тенденции сво­дить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим кон­текстом или «центральной связью». Она считает, что при аутизме нарушается именно это универсальное свойство процесса переработки информации человеком. В то время как нормальные субъекты интерпретируют информацию, исходя из контекста, в котором предъявлены стимулы, больные аутизмом свободны, от такого «контекстуального принуж­дения».

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Основные процессы и механизмы памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовност ...

Преодоление забывания как результат развития памяти
Преодоление забывания имеет большое практическое значение, так как большинство людей, обладающих нормальной, невыдающейся памятью, считают забывание все же негативным явлением, тормозящим эффективное обучение, противодействующее организац ...

Воображение
Воображение – это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. По степени выраженности активности различают: - активное воображение, которое характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pclever.ru