Основы понимания духовного кризиса

Страница 3

В свете вопроса о понимании духовного кризиса, особого внимания заслуживает разработанная Грофом картография психических переживаний, являющихся в изменённых состояниях сознания, вызванных как употреблением психоактивных препаратов и использованием определённых психических техник, так и спонтанно прорывающихся в период духовных кризисов. Она состоит из трёх основных категорий [9, С.34-42]:

1. Биографическая категория. Повторное переживание травматических событий жизненной истории. Критические ситуации детства, физическое и сексуальное насилие, утрата родителя или любимого человека, близкое соприкосновение со смертью, болезнь или хирургическая операция и т.д.

2. Перинатальная категория (от греч.peri. – "возле, около" и лат. natal - "относящийся к рождению"). Её переживания сосредоточены вокруг тем умирания и возрождения и разворачиваются в структурах, столь тесно связанных с биологическим рождением, что кажутся связанными с пробуждением памяти о собственном появлении на свет.

3. "Надличностная" категория. Переживания связанные с трансцендированием – выходом за пределы обычных границ личности. То, что относится к разряду духовного, мистического, оккультного, паранормального.

Биографическая категория не нуждается в особом рассмотрении, т.к. её представления о ней широко распространились под влиянием идей З.Фрейда. Можно лишь сказать, что Гроф вводит понятие Систем Конденсированного Опыта (СКО). Его суть заключается в том, что биографический опыт образует определённые сгущения, состоящие из самого опыта и связанных с ним воспоминаний. Эти сгущения напоминают луковицы, верхние слои которой образует относительно более поздний опыт. Глубже находится опыт раннего детства. Организующим же зерном его служат переживания, относящиеся к другим категориям – перинатальной и надличностной [10, С. 51-86].

Перинатальные переживания представляют собой перекресток между индивидуальным и трансперсональным (надличностным). Их содержание делится на четыре основных уровня – четыре Базовые Перинатальные Матрицы (БПМ I – IV). Они формируют основу, на которую укладываются различные эпизоды жизненного опыта. Также можно увидеть их отчётливую связь с определёнными эрогенными зонами, специфическими психопатологическими синдромами и психосоматическими нарушениями. БПМ динамически связаны между собой и их динамика определяет динамику трансформирующих процессов, наблюдаемых в изменённых состояниях сознания, религиозно-мистических ритуалах и явлениях духовных кризисов [10, С.93-99].

БПМ I. Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Без вмешательства вредных стимулов, условия для ребенка оптимальны – безопасность, защита, подходящее окружение, удовлетворение всех потребностей [10, С.103].

БПМ II. Вторая перинатальная матрица относится к первой клинической стадии родов. Внутриутробное существование, близкое в нормальных условиях к идеалу, подходит к концу. Мир плода нарушен вначале посредством химических влияний, позднее – механическим путем, периодическими схватками. Создается ситуация полной неопределенности и жизненной угрозы с различными признаками физического дискомфорта. В этой фазе маточные схватки захватывают плод, но шейка матки закрыта, и пути наружу нет. Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический антагонизм и конфликт [10, С.114].

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Межличностные отношения младших школьников с нарушениями интеллекта
Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, – продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. "Продукт" в данном понимании – нечто субстанциональное. Это осо ...

Определение психической травмы
В литературе существуют различные определения психической травмы. Менделевич В.Д. [7] дает следующее определение: психической травмой называется жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глу ...

Низкая познавательная активность
Непременной предпосылкой успешного включения ребенка в учебную деятельность является наличие у него познавательного отношения к действительности. У большинства детей к началу школьного обучения такое отношение сформировано. Дети перераста ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru