Образная память: методика и факторы влияющие на её развитие

Материалы » Исследование факторов развития памяти в разных возрастных периодах » Образная память: методика и факторы влияющие на её развитие

«В» Образная (ассоциативная) память – формируется в результате взаимодействия отрицательных и положительных эмоций, где полученный опыт приобретает свой схематизм исполнения. Благодаря способности эмоций связывать между собой различные значения в ассоциативные цепочки, сознание приобрело способность создавать виртуальные представления и хранить в них будущие предполагаемые действия. Актуализация бесконечного числа схем в мышлении и поведении от простых и сложных также зависит от степени развития воли.

Если содержание чувственных ощущений определяются каким-то реально существующим явлением, предметом, то широкий спектр эмоций позволяет выделять многочисленные оттенки, значения как в реальном мире, так и виртуальном. Они формируют способы выживания живого существа и потому в значительной степени субъективны – «что одному человеку доставляет удовольствие, то для другого может обернуться неудовольствием».

Методика развития образной памяти. С помощью положительных и отрицательных эмоций сознание человека может «перемещаться» с объекта на объект быстрее скорости света, создавая сценарии простых и сложных действий, поведенческих актов и мыслительных операций. Их устойчивость также обеспечивается волевым актом, объединяющим взаимодействие положительных и отрицательных эмоций. Сценарии являются мощным мотивирующим фактором, они формируют представления о будущем.

Дети стиля «В» с широким спектром проявлений эмоций склонны разрабатывать большее количество сценариев, большинство из которых никогда не осуществляется в реальной практической деятельности. Развивающиеся на этой почве мечтательность и фантазирование позволяют формировать своеобразные «домашние заготовки» будущего поведения и развить способности в более короткий срок составлять сценарии поведения и деятельности.

Через образное мышление делается также попытка предсказать поступки и мысли других людей. Некоторые такие сценарии оцениваются как запретные (в отношении себя и других), что фиксируется в появлении реакции смущения, которая может развиться в застенчивость.

Дети стиля «А» имеют более узкий спектр эмоций, но они сильнее выражены. Количество сценариев поведения и мышления у них меньше, но они более конкретны, имеют четко выраженные границы и отличаются высокой степенью связи с реальностью. Поэтому их степень свободы в выборе сценариев предполагаемых действий намного ниже.

Дети стиля «С» имеют слабо выраженные эмоции и поэтому их сценарии менее субъективны и в большей степени отражают требования внешней реальности. В своих мечтах они более конкретны и практичны.

Методика формирования образной памяти должна строиться по расширению спектра отрицательных и положительных эмоций, объяснением их значения для человека: удовольствия, неудовольствия, радости, печали, страха, гнева, презрения, восторга, грусти, вдохновения и т.д. Дети должны знать, в каких случаях какие эмоции используются, что они означают, что сообщают другому человеку без словесной информации.

Образная память хорошо формируется в процессе различных игровых ситуаций за счет взаимообучения. В сопереживании, заражении эмоциональными состояниями обогащается сознание каждого ребенка. Дети со стилем «В» становятся более реалистичными, дети со стилем «А» становятся более изобретательными, а дети со стилем «С» становятся смелее в проявлении своих эмоциональных состояний.

Факторы, ухудшающие функционирование образной памяти. Длительная неспособность выйти из какого-то эмоционального состояния, переживания страданий или при поражении психоактивными веществами притупляет проявлений эмоций. В результате чего границы между сценариями поведения, мыслительными операциями стираются. Этот эффект приводит к рождению иллюзорных сценариев, галлюцинаций, фантастических проектов, потере чувства реальности.

Длительное воспроизводство этих сценариев приводит к их закреплению в структурах бессознательного и надолго подчиняют человека к непроизвольной мотивации для их воспроизводства. Во внешнем поведении они будут проявляться следующим образом:

– уменьшение способности концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, непоследовательность в действиях и мышлении;

– повышенный фон настроения, чрезмерная смешливость или благодушие, погруженность в себя;

– общая вялость, сонливость, неразборчивость речи, неряшливость в уходе за собой;

– эмоциональная тупость, безразличие к своему будущему, непереносимость отрицательных и положительных эмоций;

– резкие, внезапные ухудшения настроения, повышение раздражительности, беспокойства.

Другие статьи:

Причины и факторы возникновения аутизма
Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной был ...

Что мы переживаем, когда нам страшно
Во избежание недоразумений изложенное выше необходимо дополнить. Нередко страх — причем вполне справедливо — описывается как состояние, «непременно связанное с закрытостью, отрезанностью»17, т. е., по сути, с ощущением одиночества. Из мои ...

Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
В работах Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева , Д. Б. Эльконина и других мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru