Типология агрессивного поведения

Страница 1

Все мы, естественно, относимся к проявлению агрессии негативно, однако при этом переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в целом. Между тем это не совсем правильно: многие исследователи отмечают, что агрессия - естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология.

Наше отрицательное отношение к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия - агрессию и насилие. Насилие - не только и не столько проявление биологических поведенческих стереотипов, сколько специфический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности и является целевым, осознанным воздействием на других. Основной мотив насильственного поведения - самоутверждение за счет другого [3].

Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Гнев одна из основных и важнейших эмоций человека. Агрессии не бывает без эмоции гнева. Эмоция гнева служит активатором агрессии [32].

В современном обществе большую тревогу и озабоченность педагогов вызывает детское деструктивное поведение. Психологи издавна изучают причины негативного поведения людей, приемы и методы для его предотвращения. А всякое ли проявление агрессии вредит человеку? Не исчезнут ли вместе активность личности, ее интерес к жизни, настойчивость, целеустремленность [8]?

Ведь еще Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека. Она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными фактами [31].

Но, к сожалению, в качестве основных методов борьбы с детской жестокостью и насилием взрослые используют запрет и подавление. При этом уничтожаются оба вида агрессивности, что делает ребенка незащищенным, а потому подверженным обидам, унижению, даже избиению.

Порой, констатируя, что поведение негативно, педагоги ориентируются на результат: есть разрушение - есть агрессия. На самом деле нормальная детская активность часто сопровождается непроизвольными действиями: ребенок может что-то сломать, испортить, доставить боль близкому человеку.

Следует различать активность и агрессивность, которые дифференцируются по целям: первая несет в себе созидание, а вторая - разрушение. Первая всегда сопровождается положительными эмоциями, например, радость познания. Вторая - отрицательными (злостью, ненавистью). Различны и проявляющиеся эмоции: при активности - это разочарование, сочувствие, вина, при агрессивности — удовольствие.

Злокачественная агрессивность, безусловно, требует педагогического вмешательства, так как провоцирует появление других негативных эмоций и поведения. Например, «черной» зависти по отношению к чужому успеху, благополучию, радости, побуждающей субъекта совершать злономерные действия. Зависть из эмоции может превратиться в разрушающее качество личности, направленное на негативное отношение даже к нравящемуся объекту [8].

В настоящее время существует множество видов классификаций агрессии. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одного из полюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию - поведение, при котором агрессия является только средством и направлена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяет Р.Байрон и Д. Ричардсон, К. Додж и Дж. Койе. Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда [3].

По направлению на объект разделяют:

- внешнюю (гетеро) агрессию, характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессии) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Человек набрасывается с кулаками на своего обидчика или «скрывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и прочее;

- внутреннюю (ауто) агрессию, характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Человек мучается «угрызением совести», занимается самонаказанием, а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и тому подобное) [31].

По причине появления выделяют:

- реактивную агрессию – представляющую собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт);

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности
Решение задач начального этапа школьного обучения предполагает определенный уровень развития у детей ряда психологических и психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью. Однако более 20 % семилеток и окол ...

Противоречивый характер профессионального самоопределения на современном этапе
Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждо ...

Три функции речи
В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции. В первом случае речь выступает как устная речь: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором – речь протекает во внутреннем плане, ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru