Понятие и основные характеристики развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Материалы » Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе » Понятие и основные характеристики развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Страница 5

Овладение младшими школьниками приемами воспроизведения характеризуется своими особенностями. Воспроизведение — трудная для младшего школьника деятельность, требующая постановки цели, включения процессов мышления, самоконтроля.

В самом начале обучения самоконтроль у детей слабо развит, и совершенствование проходит несколько этапов. Сначала ученик может только многократно повторять материал при заучивании, далее пытается проконтролировать себя, заглядывая в учебник, используя узнавание, затем в процессе обучения формируется потребность в воспроизведении. В процессе запоминания и особенно воспроизведения интенсивно развивается произвольная память, и продуктивность у детей, по сравнению с непроизвольной, резко возрастает. Однако ряд психологических исследований показывает, что в дальнейшем оба вида памяти развиваются вместе и взаимосвязано.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять памятью и регулировать проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Учащиеся лучше и быстрее запоминают конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения, которое связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности[13].

В развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у детей расплывчаты, неясны, но затем становятся более точными и определенными; вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем преобладают несущественные, а постепенно число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные. Переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к 3 классу, когда ученик приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче; дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность. В начале обучения для возникновения образа требуется конкретный предмет (при чтении и рассказе, например, опора на картинку), а далее развивается опора на слово, так как именно слово позволяет ребенку создать мысленно новый образ (написание сочинения по рассказу учителя или прочитанному в книге).

При развитии у ребенка способности управлять своей умственной деятельностью воображение становится все более управляемым процессом, и образы возникают в русле задач, которые ставит содержание учебной деятельности[14].

Все указанные выше особенности создают почву для развития процесса творческого воображения, в котором большую роль играют специальные знания учащихся. Такие знания составляют основу для развития творческого воображения и процесса творчества и в последующие возрастные периоды жизни. Творческое воображение как создание новых образов, связанно с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением в новые сочетания, комбинации. В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, что требует постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять и усвоить учебный материал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Выводы
При низком уровне дезинтеграции в мотивационно – личностной сфере, снижается возможность возникновения внутреннего конфликта, и наоборот – когда желания превышают возможности, внутренний конфликт неизбежен. Отсутствие внутреннего конфликт ...

Понятие о воли
Воля - сознательная само регуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Другими словами, воля – это сознательная регуля ...

Эволюция проблемы знакового опосредования у его последователей: Леонтьева, Запорожца, Гальперина
Основы культурно-исторической концепции были заложены самим Л.С. Выготским где-то около 1927-28 годов, затем он очень многое внес в формулирование ее основных положений. Но как при жизни самого Льва Семеновича, так и после его кончины, бо ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru