Сущность мышления как познавательного процесса
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи её решение может осуществляться различными способами. Наименее желательным является способ проб и ошибок, при котором обычно не имеется ни достаточно чёткого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ, как правило, не приводит к аккумуляции опыта и не служит условием умственного развития человека. В качестве способов решения мыслительной задачи, которые не только позволяют скорее найти ответ, но и являются условиями умственного развития человека, могут быть названы такие, как пассивное и активное использование алгоритма, целенаправленная трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи.
Процесс решения задач состоит из пяти этапов:
мотивация (желание решить проблему);
анализ проблемы;
поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта и на основе принципиально нового решения с учётом логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приёмов. Решению задачи зачастую способствует озарение;
доказательство и обоснование правильности решения;
реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.
Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями в ходе формирования понятий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям – сравнивает, анализирует, обобщает и классифицирует.
Обозначим суть основных мыслительных операций:
Анализ – мыслительное расчленение элементов целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
сравнение – установление отношений сходства и различия;
обобщение– выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
абстрагирование – выделение какой – либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;
конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;
систематизация, или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (т.е. раскрытия всё более существенных связей и отношений).
Другие статьи:
Концепция креативности как универсальной
познавательной творческой способности
	 
Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывались индивидуальные различия в этих же творческих способностях, хотя и признавало ...
	
Виды общения
	 
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. 
1. По содержанию оно может быть: 
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) 
1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 
1.3 Кондиционное ( ...
	
Влияние стилей воспитания на формирование личности
ребенка
	 
Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А.И., 1998). 
Так, один из основоположников отече ...
	
 
 