Психологическая природа эмоций.

Материалы » Основные методы практической психологии » Психологическая природа эмоций.

Страница 3

Этот активный характер эмоциональных реакций лучше всего выясняется на основе предложенной Вундтом трехмерной теории чувства. Вундт полагает, что всякое чувство имеет три измерения, причем в каждом измерении оно имеет два направления.

Чувство может протекать:

1) в направлении удовольствия и неудовольствия,

2) возбуждения и подавленности,

3) напряжения и разрешения.

Легко может показаться, что напряжение совпадает с возбуждением, а подавленность - с разрешением. Однако это не так. Если человек чего-нибудь боится, его поведение характеризуется необычайной напряженностью, натянутостью каждого мускула и вместе с тем чрезвычайной подавленностью реакций. Точно так же ожидание выигрыша или приговора заканчивается радостным возбуждением, соединенным с полнейшим разрешением от всяческого напряжения.

Три измерения всякой эмоции означают, в сущности, говоря, все тот же активный характер чувства. Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия. Ни одно чувство не может остаться безразличным и безрезультатным в поведении. Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения.

Если мы делаем что-либо с радостью, эмоциональные реакции радости не означают ничего другого, кроме того, что мы и впредь будем стремиться делать то же самое. Если мы делаем что-либо с отвращением, это означает, что мы будем всячески стремиться к прекращению этих занятий. Иными словами, тот новый момент, который эмоции вносят в поведение, всецело сводится к регулированию организмом реакций.

Становится для нас совершенно понятным то согласованное многообразие эмоциональных реакций, которое вовлекает в процесс каждой единичной реакции все важнейшие органы нашего тела. Экспериментальные исследования показывают при помощи записи дыхательных движений, толчков сердца и пульса, что эти кривые, выражающие ход самых важных органических процессов, послушно отзываются на малейший раздражитель и как бы немедленно приспосабливаются к мельчайшим изменениям среды.

Недаром издавна сердце считалось органом чувства. В этом отношении выводы точной науки совершенно совпадают с древними взглядами на роль сердца. Эмоциональные реакции суть раньше всего реакции сердца и кровообращения: если мы припомним, что дыхание и кровь определяют собой протекание решительно всех процессов, во всех органах и тканях, мы поймем, почему реакции сердца могли выступать в роли внутренних организаторов поведения.

"Всеми эмоциональными содержаниями нашей душевной жизни, - говорит Г.Ланге, - нашими радостями и печалями, часами счастья и огорчения мы обязаны преимущественно нашей сосудодвигательной системе. Если бы предметы, которые оказывают воздействие на наши внешние органы, не приводили в действие и эту систему, мы проходили бы мимо жизни безразлично и бесстрастно, впечатления внешнего мира увеличивали бы наше знание, но этим дело и ограничивалось бы; они не возбуждали бы в нас ни радости, ни гнева, ни забот, ни страха" (1896, с.73).

Наблюдение, это изучение мира на уровне познания чувственного, целенаправленное и осознанное. Это восприятие некоего процесса с целью выявления его инвариантных (неизменных) признаков без активного включения в сам процесс. В наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки, направленность личности.

Невмешательство – важная характеристика метода, определяющая его дотоинства и недостатки.

Достоинства

– в частности то, что, объект наблюдения, как правило, не ощущает себя таковым – не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведет себя естественно. Однако при наблюдении неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, хотя можно в некоей степени предвидеть изменения ситуации, в коей происходит наблюдение, невозможно их контролировать, а влияние неконтролируемых факторов может существенно изменить общую картину – вплоть до утраты той гипотетической связи между явлениями, обнаружение коей является целью исследований. Кроме того, наблюдение не свободно от субъективности позиции наблюдателя: он, не будучи в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие – чаще всего те, что противоречат его гипотезе.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Параллельна стратификация
Сознание мгновенно. Автоматизм, например, изменяем. Однако Э. Дюркгейм утверждал, что поведенческая терапия вызывает ассоцианизм, хотя Уотсон это отрицал. Компульсивность вероятна. Сновидение понимает гештальт, следовательно основной зак ...

Реализация музыкальных способностей в различных культурах
Историческая несомненность существования не единой и общей для всех наций и народов, классов и социальных групп культуры, а множества своеобразных культур с их субкультурами лишает какого бы то ни было научного значения положения о том, ч ...

Развитие психологии в России в XIX в.
Во второй половине XIX века действовал микробиолог, лауреат Нобелевской премии, создатель учения о фагоцитозе И.И. Мечников (1845— 1916). Его труды «Этюды о природе человека» и «Этюды о природе оптимизма» пользовались большой популярность ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru