Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Материалы » Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Страница 2

Отличаются своеобразием сами действия с игрушками детей с интеллектуальной недостаточностью. Они долго остаются на уровне манипуляций или неспецифических предметных действий, в которых отсутствует ориентировка на свойства объектов.

Данные неадекватные действия могут наблюдаться как в возрасте четырех- пяти лет, так и в возрасте шести-семи лет, если ребенок не посещал дошкольное учреждение и у него отсутствует опыт использования игрушек в соответствии с их функциональным назначением, или у него наблюдается выраженное недоразвитие интеллекта. Наряду с манипуляциями встречаются и процессуальные действия, состоящие в том, что ребенок непрерывно повторяет одно и то же сочетание действий (например, снимает одежду с куклы и снова надевает её).

Это свидетельствует об отсутствии замысла игры. Выполняемые действия бедны, стереотипны, формальны, не имеют изобразительного характера, не сопровождаются речью и каким-либо эмоциональными реакциями, выполняются механически.

Вплоть до пяти - шестилетнего возраста у необученных дошкольников с интеллектуальной недостаточностью остается несформированным целевой компонент игры. Их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера, отсутствует конкретная, значимая для них цель. И лишь к семи-восьми годам, под влиянием длительного обучения у некоторых детей формируется умение поставить цель в самостоятельной игре (например, отвезти товар в магазин) и подготовить всё необходимое для её достижения ( договориться с другими детьми, отобрать необходимые игрушки, найти место для игры).

Дошкольники с проблемами интеллектуального развития длительное время не обнаруживают потребности в игре. Их не привлекает возможность действовать с игрушками, налаживать по этому поводу контакты со взрослыми и детьми, находящимися рядом. Включившись в игру под влиянием взрослого, они не проявляют интереса к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, малоактивно, подчиняясь требованиям взрослого. Потребность в игре возникает лишь под влиянием обучения и особенно ярко проявляется на седьмом- восьмом годах жизни, когда дети овладевают разнообразными знаниями об окружающей действительности, деятельности людей и их взаимоотношениях, приобретают игровой опыт.

В этом возрасте у многих детей появляется избирательный интерес к игрушкам, появляются любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть, Однако у части детей этот интерес продолжает оставаться недифференцированным. Даже старшие дошкольники с интеллектуальной недостаточностью проявляют неустойчивый интерес к игре. Случайные раздражители отвлекают их внимание, приводят к разрушению игры и её прекращению. Кроме этого, игра достаточно длительное время остается одной из форм удовлетворения потребности в двигательной активности.

Поэтому характер проявляемой детьми спонтанной двигательной активности не всегда соответствует игровой ситуации.

Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности приводит к тому, что вплоть до конца пребывания в детском саду у детей не формируется достаточного объема знаний о жизни, деятельности отношениях людей. В результате этого сюжеты игр весьма бедны, часто не отражают сущности деятельности и отношений людей, которые ребенок с интеллектуальной недостаточностью не может не только понять, но зачастую и увидеть.

Лишь в процессе длительного обучения дети овладевают системой знаний, которые на элементарном уровне позволяют им проникнуть в сущность некоторых областей деятельности взрослых. Это относится, прежде всего, к тем взрослым, с деятельностью которых ребёнок сталкивается непосредственно в жизни и имеет возможность в той или иной мере в неё включиться (например посещение врача в поликлинике). Даже в старшем дошкольном возрасте дети с интеллектуальной недостаточностью редко выступают с инициативой поиграть. Как в этих случаях, так и тогда, когда инициатива игры исходит от педагога, игра планируется только под руководством педагога, который разъясняет порядок её протекания. Этот порядок полностью и безоговорочно принимается и почти в точности исполняется.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Формы духовного кризиса
"Проявления эволюционного кризиса сугубо индивидуальны, и нет двух схожих случаев его переживания. Внутри человеческой психики нет отчётливых границ; всё её содержание образует единый неделимый континуум. К тому же фрейдовское индиви ...

Основы экстремальной подготовки специалиста БЖД
Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке. Одной из задач их выступает экстремальная подготовка, подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. Профессионал ...

Взгляды известных психологов на природу памяти
Интересными являются взгляды на природу памяти, её свойства и процессы австрийского врача и психолога, основоположника психоанализа З. Фрейда. Он рассматривал и анализировал проблемы памяти на своём обширном эмпирическом материале, взятом ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru