Заключение

Страница 1

Итак, НЛП – это прежде всего методология и технология человеческой коммуникации и её изменения. НЛП основывается на изучении структуры субъективного опыта, не уделяя особого внимания содержанию этого опыта в смысловом и ценностном аспектах. По сути, НЛП представляет собой набор инструментов. Это – стратегия ускоренного обучения и эффективного общения.

Основываясь на традициях американской школы психологии и психотерапии (работы Эриксона, Сатир, Перлса, Бейтсона и в теоретической части – Рассела), НЛП разработало широкий спектр методов. Эти методы призваны улучшить деятельность человека путём оптимизации его стратегий. Поскольку методы НЛП основаны на конкретных и неоспоримых научных результатах, они достигают определённого эффекта.

Поскольку это направление в психологии и психотерапии относительно новое и находится в периоде бурного роста и распространения на другие страны, в том числе и на Россию, о чём свидетельствует резко увеличившийся поток публикаций, посвящённых НЛП, рано делать какие-либо выводы относительно значения этой школы как для науки, так и для практики.

В заключение приведём наиболее полный вариант предпосылок НЛП, который предлагает Р. Коннор[15]:

1. Каждый человек живёт в собственной, уникальной модели мира, и эти модели неизбежно отличаются от самого мира.

2. В любой ситуации каждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представить в данный момент.

3. Внутренние ресурсы каждого человека доставляют ему потенциал решения его проблем.

4. Есть различие между человеком и его поведением.

5. За каждым поведением есть некоторое позитивное намерение.

6. Смысл коммуникации заключается в вызванной ею реакции, а не в том, что предполагалось сообщить.

7. В человеческих взаимодействиях наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляет наибольшую гибкость и разнообразие в поведении.

8. Память и воображение используют одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то же действие.

9. Знание, мышление, память и воображение возникают из последовательностей и сочетаний систем представления.

10. Психика и тело – это части одной и той же системы. Поэтому существует параллелизм и взаимосвязь между нашими внутренними нервными процессами и нашим внешним наблюдаемым поведением.

11. Метод проб и ошибок составляет часть процесса обучения. Если вы не получили желаемых результатов, это не значит, что вы потерпели неудачу; это значит, что вы получили обратную связь.

12. Если то, что вы делаете, не действует, сделайте что-нибудь другое.

13. Язык – это отражение реальности, вторичное представление опыта.

14. Невербальный язык – наиболее объективный источник информации.

С. В. Ковалёв формулирует следующие «заповеди» НЛП:

– я тот, кто контролирует свой мозг и свои результаты;

– если это возможно в мире, это возможно и для меня;

– проблема – это неверно сформулированное решение;

– каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому если что-то не работает, надо просто сделать что-то другое;

– или я верю, что могу, или ничего не могу;

– Всё, что можно детально представить, осуществимо;

– я могу всё то, что я действительно хочу.

Одна из трудностей при переносе НЛП на почву другого языка состоит в том, что весь разработанный для английского языка лингвистический материал НЛП требуется конгруэнтно перевести в структуры другого языка. Языки же, как известно, весьма отличаются друг от друга именно по своей структуре. Тем не менее, этот процесс адаптации, как можно заметить из последних публикаций, в России успешно осуществляется.

[1] О’Коннор, Сеймор Д. Введение в нейро-лингвистическое программирование. Челябинск. 1997. с. 13.

[2] Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб. 2000. с. 1024

[3] Андреас С., Фолкнер Ч. и др. НЛП. Новые технологии успеха. М. 2001. с. 29.

[4] Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Челябинск. 2001. с. 4.

[5] Дилтс Р. Нейро-лингвистическое программирование.– В кн.: Технологии программирования судьбы (Теория и практика НЛП): Хрестоматия/Сост. К. В. Сельченок. Минск. Харвест; М. АСТ. 2001. с. 8–21.

[6] О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск. 1997. С. 67–68.

[7] Путеводитель по НЛП./Сост. В. В. Морозов. Челябинск. 2001. с. 210–211.

[8] Гриндер Д., Бендлер Р. Сенсорный опыт.– В кн.: Технологии программирования судьбы (Теория и практика НЛП): Хрестоматия/Сост. К. В. Сельченок. Минск. Харвест; М. АСТ. 2001. с. 188–252.

[9] О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск. 1997. с. 38.

[10] Ковалёв С. В. Основы нейролингвистического программирования. М. 1999. с. 18–19.

[11] О’Коннор Дж. Сеймор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование Челябинск. 1997. с. 57–58.

[12] Гиллиген С. Терапевтические трансы: Руководство по эриксоновской терапии. М. 1997. с. 270.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Роль матери в развитии ребенка
Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодейст ...

Предпринимательство как поведение
Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенн ...

Источники и факторы, влияющие на формирование полоролевой идентичности
Многие исследователи считают, что в основе формирования половой идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций обще ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru