Социально-психологическая адаптация к учебной деятельности

Материалы » Зависимость свойств адаптации от уровня развития социального интеллекта » Социально-психологическая адаптация к учебной деятельности

Адаптация (от лат. «приспособлять») – приспособление организма личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале, главным образом, в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации: физиологическую; психологическую; социально – психологическую.

Курсанты из неполных семей являются наиболее уязвимой категорией обучаемых. На них оказывают воздействие новые условия социальной среды: высокие физические и умственные нагрузки, строгий регламент распорядка дня, нарастающей значительный поток информации, дефицита свободного времени. При значительном количестве публикаций, посвященных социально-психологической адаптации (СПА) личности практически отсутствуют материалы исследований о влиянии личностного потенциала на эффективность процесса адаптации, не исследованы в полной мере специфика социально-психологической адаптации курсантов из неполных семей военного вуза и субъективное отношение к происходящим изменениям.

Исследование проводилось на базе Голицынского пограничного института среди курсантов из неполных семей и полных семей. Общий объем выборки 40 человек, из них: 20 курсантов из неполных семей и 20 из полных семей. Перед началом исследования внимание уделялось на создание у курсантов положительной мотивации к участию в эксперименте. После проверки на нормальность распределения исследуемого признака был проделан корреляционный анализ полученных данных. Выявлены значимые показатели по следующим шкалам: коммуникативные способности – самовосприятие (0,50), моральная нормативность – самовосприятие (0,55), нервно–психологическая устойчивость – стремление к доминированию (0,60), коммуникативные способности – адаптивные способности (0,52), моральная нормативность – коммуникативные способности (0,50) – у курсантов из неполных семей. Самовосприятие – адаптация (0,75, при p≤0,05), принятие других – адаптация (0,66), эмоциональная комфортность – адаптация (0,81), интернальность – адаптация (0,77), стремление к доминированию – адаптация(0,50), эмоциональная комфортность – самовосприятие (0,60), интернальность – самовосприятие (0,58), интернальность – эмоциональная комфортность (0,71), стремление к доминированию – эмоциональная комфортность (0,50), коммуникативные способности – адаптивные способности (0,52), моральная нормативность - коммуникативные способности (0,52) – у курсантов из полных семей.

Другие статьи:

Теории когнитивного соответствия в психологии социального познания
Следующий шаг был сделан так называемыми теориями когнитивного соответствия. Совокупность этих теорий, родившихся в 50-х гг. ХХ в., представляет собой одну из важнейших ориентаций в современной социальной психологии. В самом общем виде су ...

Классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии
В психологической литературе понятия "стиль родительского отношения", "тип семейного воспитания", "родительская позиция" очень часто рассматриваются как синонимы. В данной работе под стилем семейного воспитан ...

Характеристика регламентированного образа жизни
Для определения понятия регламентированный образ жизни, сначала дадим определение понятию «образ жизни». Образ жизни - понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru