Влияние внутренних и внешних факторов на результат взаимодействия индивида с ситуацией

Материалы » Зависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации от различных факторов » Влияние внутренних и внешних факторов на результат взаимодействия индивида с ситуацией

Конечно, можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствами личности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфически психопатологическое, во втором – нечто крайне автоматизированное, поведение по типу «стимул—реакция».

Поэтому, на мой взгляд, бесспорно то мнение, что поведение обусловлено как личностными, так и ситуационными факторами и, более того, является при этом результатом взаимовлияния индивидуальных диспозиций и особенностей актуальной ситуации.

Целый ряд экспериментальных исследований подтвердили тезис о статистическом взаимодействии личности и поведения, т.е. те или иные поведенческие паттерны не объяснимы простым суммарным вкладом личностных и ситуационных факторов – одинаковые особенности ситуации при различных диспозициях по-разному, порой даже противоположно, влияют на поведение.

Так Фурманов И.А. акцентирует внимание на том, что К. Бауэрсом были получены интересные результаты исследований, позволившие выяснить, насколько различия в поведении обусловлены различиями индивидуальными, ситуационными или взаимодействием тех и других. Подсчеты по всем исследованиям показали, что чисто личностными факторами объясняется всего лишь 12,7% дисперсии поведения. Доля ситуационных факторов еще меньше—10,2%. Оснований, чтобы решительно солидаризоваться с теориями свойств или с ситуационизмом, как видим, мало. Напротив, взаимодействием между личностью и ситуацией объясняется значительно большая доля дисперсии, а именно 20,8%. В остальном поведенческие зависимые переменные не давали никаких оснований предпочитать как более влиятельный один источник детерминации другому [5, с.86].

Зададимся вопросом: разве возможно полностью и в абсолютно объективной форме разграничить личностные и ситуационные факторы? Действующий субъект без ситуации столь же немыслим, как и ситуация без субъекта. Уже само по себе восприятие и понимание ситуации является результатом специфического поведения, в основе которого лежат личностные особенности переработки информации. При таком понимании любое поведение должно рано или поздно раствориться в непрерывном, двустороннем процессе взаимодействия.

В заключении данного пункта уместно будет привести слова К. Бауерса, с которыми я бесспорно соглашусь: «Ситуации есть функция личности в той же степени, в какой поведение личности есть функция ситуации» [5, с.93].

Итак, в результате рассмотрения данной проблемы, мы приходим к следующему мнению: наши действия влияют на ситуационные переменные, которые меняют личностные переменные так, что меняется само действие, и т. д. То есть здесь мы говорим о том, что субъект, поведение и ситуация обусловливают друг друга и обусловлены друг другом.

Другие статьи:

Социально-психологический подход в психологии социального познания
Естественно, что самым непосредственным образом психология социального познания выросла из недр психологической науки. Весь раздел общей психологии, посвященный анализу познавательных процессов, является предпосылкой для формирования само ...

Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени веду ...

Классификация мышления
Первый способ мышления ребенка - наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы рукам ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru