Психологические особенности ведения деловой дискуссии и публичного выступления
Дискуссия
— процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы). Выделяют этапы деловой дискуссии:
1. Вступление в контакт;
2. Постановка проблемы (что обсуждается, зачем, в какой степени нужно решить проблему, какова цель дискуссии);
3. Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников;
4. Выдвижение альтернативных вариантов;
5.Конфронтация участников;
6. Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства;
7. Установление/ согласия через выбор наиболее приемлемого или решения. Неэффективная дискуссия часто завершается на этапе выдвижения альтернативных позиций и конфронтации участников, не выходя на уровень совместного решения проблемы. Возможны различные способы вступления в контакт: «пристройка сверху» —снизу» — «на равных» (через позу, взгляд, темп речи, инициативу), например, выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом или отсутствие контакта глаз, медленная речь с паузами олицетворяет «доминирование сверху», и напротив, поза, постоянные движения глаз вверх-вниз, быстрый темп речи свойственны при позиции «подчинения снизу». Раскованность, мышечная освобожденность, синхронизация темпа речи, равенство ее громкости демонстрирует общение «на равных».
Для деловой дискуссии очень важен предмет общения и отношение участников к нему. Способность понимать . предметные позиции партнеров (т. е. представление о ситуации, о проблеме) и свою собственную предметную позицию — необходимое условие успеха делового общения. В дискуссии велика роль ведущего.
Он должен:
1
— сформулировать цель и тему
дискуссии (что обсуждается, зачем нужна дискуссия, в какой степени следует решить проблему).
Целью дискуссии может быть: 1) сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме; 2) поиск альтернативных подходов к решению проблемы, их обоснование; 3) выбор оптимальной альтернативы.
2
— установить время дискуссии
(20—30
—40 минут или более);
3
— заинтересовать участников дискуссии
(изложить проблему в виде некоторого противоречия);
4
— добиться однозначного понимания проблемы
всеми участниками, проверив это контрольными вопросами или попросив участников задавать вопросы;
5
— организовать обмен мнениями
(желающим или по кругу);
6
— активизировать пассивных
(обратиться к молчащему с вопросом, с просьбой помочь);
7
— собрать максимум предложений
по решению обсуждаемой проблемы (свои предложения высказать после того, как выслушаны мнения всех участников);
8
— не допускать отклонений от темы
(тактично останавливать, напоминать о целях дискуссии);
9— уточнять неясные положения,
пресекать оценочные суждения о личности участников;
10
— помогать группе прийти к согласованному мнению;
11
— в конце — четкое подведение итогов,
формулировка выводов, спектра решений, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами, подчеркнуть вклад каждого в общий итог, похвалить, поблагодарить участников.
При публичном выступлении
могут возникать типичные затруднения:
1 — нелогичность (непоследовательность в изложении сути, нечеткая аргументированность излагаемого материала, отсутствие ясности и четкости в достижении постав ленных целей;
2 — проблема самовыражения (недостаточная эмоциональность, зажатость, монотонность выступления, несоответствие внутреннего состояния с
внешними признаками);
3 — эгоцентризм (не учитывается плюрализм мнений, неспособность понять иное, чужое мнение);
4 — некомпетентность (недостаток информации, некомпетентность в конкретных вопросах);
5 — проблема контакта (трудности контакта с аудиторией, не удается расположить слушателей убеждением ит. п.);
6 — проблема самоконтроля (трудно преодолеть волнение, неумение вести себя и т. п.);
7 — проблема выхода из контакта (сумбурность и незавершенность выступления, плохое окончание и неудачный выход из разговора).
Рекомендации человеку, публично защищающему свое мнение, — лично вести дискуссию в том случае, если вы заранее продумаете возможные вопросы оппонентов и постараетесь предвидеть сложные ситуации, которые могут возникнуть и смутить вас. Сложные ситуации возникают, когда докладчику адресуются:
1) Наивные вопросы и критика авторитетных людей, не являющихся специалистами в обсуждаемой проблеме (сложность в том, что опровергая такую критику с помощью азбучных истин, ставишь в неудобное положение маститых оппонентов, которые болезненно реагируют на это).
Другие статьи:
Агрессивность
Многим детям свойственна агрессивность. Переживания и разочарования ребёнка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребёнка именно в силу незрелости его нервной системы, поэ ...
Преодоление забывания как результат развития памяти
Преодоление забывания имеет большое практическое значение, так как большинство людей, обладающих нормальной, невыдающейся памятью, считают забывание все же негативным явлением, тормозящим эффективное обучение, противодействующее организац ...
Организация общения с агрессивными подростками
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Задайте себе вопрос: "Что я чувствую?" Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства ...