Гендерные отношения и происхождение гендерной ассиметрии

Материалы » Гендерные стереотипы в спорте » Гендерные отношения и происхождение гендерной ассиметрии

Страница 1

Гендерный подход к взаимоотношениям между полами предполагает разделение понятий пол (sex) и гендер (gender). При этом понятию пола соответствуют представления, которые обозначает анатомо-морфологические особенности людей принадлежащих к разным полам (по большей части это первичные и вторичные половые признаки), по наличию или отсутствию которых люди определяют половую принадлежность друг друга. К таким характеристикам, помимо половых признаков, можно отнести особенности голоса, общий габитус, и некоторые другие, хотя их применимость базируется не на абсолютном соответствии, а, скорее, соответствии усвоенными идеальными представлениями о внешнем облике мужчины или женщины (так, например, выражения «женоподобный» и «мужеподобный» будут иметь разное смысловое наполнение в различных культурах).

Термин «пол» во всех концепциях гендера употребляется только в отношении тех особенностей, которые детерминируются биологическими различиями, так называемыми первичными и вторичными половыми признаками между мужчинами и женщинами.

Понятие «гендер» представляет собой «…сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом».

Гендер введен как базовое измерение при описании социальной структуры общества, вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст). Таким образом, гендерные исследования посвящаются выявлению социального содержания всего, что привычно связывается с принадлежностью к определенному полу и с взаимоотношением полов. Гендерный подход к общественным проблемам призван проанализировать и по-новому переосмыслить феномен социального взаимодействия полов. Понятие гендерных отношений используется в данной работе как определение отношений между людьми, возникающие вследствие их принадлежности к различным гендерам, не зависимо от того, в какой социальной сфере складываются эти отношения.

Анализируя гендерные отношения, характерные для современной цивилизации, возможно рассматривать общественную жизнь как систему взаимодействия двух сфер, приватной и публичной. В первую очередь, система гендерных отношений лежит в основе института брака и семьи, который составляет собой ядро приватной сферы.

Гендерный анализ семьи предусматривает рассмотрение, как функций семьи, так и возникающие при выполнении этих функций конфликты в свете сложившихся в обществе гендерных отношений. Так, независимо от уровня развития общества, функция социализации выполняется, в основном, женщинами, особенно социализация детей грудного и младшего возраста. Конфликтные ситуации в семье, особенно современной, зачастую связаны с несогласием женщины ограничивать свою деятельность предписанными гендерными стереотипами рамками, или неспособностью мужчины соответствовать этим стереотипам. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

С середины ХХ века наблюдается трансформация гендерных отношений, связанная с отказом от патриархатных стереотипов, и, соответственно, изменением выполняемых мужчиной и женщиной функций, как в публичной, так и в приватной сфере. Процесс трансформации гендерных отношений более всего затронул образцы поведения, предписываемые женщинам, что можно считать одним из структурных элементов кризиса современной семьи. Увеличение нагрузки, связанной с занятостью на производстве, и экономическая независимость предопределили стиль поведения, отличающийся от предписываемого патриархатными традициями.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Взаимоотношения со взрослыми
Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями. Среди тем, которые желательны в общении с ними: · выбор будущей профессии; · взаимоотношения с окружающими; · учеб ...

Диагностика интеллекта
Тесты интеллекта или тесты общих способностей предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Понятие интеллекта еще со времен первых интеллектуальных тестов претерпевало различные изменения со стороны подходов к т ...

Виды связной речи. Пересказ – важное средство развития связной речи
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средств ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru