Гендерные отношения и происхождение гендерной ассиметрии

Материалы » Гендерные стереотипы в спорте » Гендерные отношения и происхождение гендерной ассиметрии

Страница 1

Гендерный подход к взаимоотношениям между полами предполагает разделение понятий пол (sex) и гендер (gender). При этом понятию пола соответствуют представления, которые обозначает анатомо-морфологические особенности людей принадлежащих к разным полам (по большей части это первичные и вторичные половые признаки), по наличию или отсутствию которых люди определяют половую принадлежность друг друга. К таким характеристикам, помимо половых признаков, можно отнести особенности голоса, общий габитус, и некоторые другие, хотя их применимость базируется не на абсолютном соответствии, а, скорее, соответствии усвоенными идеальными представлениями о внешнем облике мужчины или женщины (так, например, выражения «женоподобный» и «мужеподобный» будут иметь разное смысловое наполнение в различных культурах).

Термин «пол» во всех концепциях гендера употребляется только в отношении тех особенностей, которые детерминируются биологическими различиями, так называемыми первичными и вторичными половыми признаками между мужчинами и женщинами.

Понятие «гендер» представляет собой «…сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом».

Гендер введен как базовое измерение при описании социальной структуры общества, вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст). Таким образом, гендерные исследования посвящаются выявлению социального содержания всего, что привычно связывается с принадлежностью к определенному полу и с взаимоотношением полов. Гендерный подход к общественным проблемам призван проанализировать и по-новому переосмыслить феномен социального взаимодействия полов. Понятие гендерных отношений используется в данной работе как определение отношений между людьми, возникающие вследствие их принадлежности к различным гендерам, не зависимо от того, в какой социальной сфере складываются эти отношения.

Анализируя гендерные отношения, характерные для современной цивилизации, возможно рассматривать общественную жизнь как систему взаимодействия двух сфер, приватной и публичной. В первую очередь, система гендерных отношений лежит в основе института брака и семьи, который составляет собой ядро приватной сферы.

Гендерный анализ семьи предусматривает рассмотрение, как функций семьи, так и возникающие при выполнении этих функций конфликты в свете сложившихся в обществе гендерных отношений. Так, независимо от уровня развития общества, функция социализации выполняется, в основном, женщинами, особенно социализация детей грудного и младшего возраста. Конфликтные ситуации в семье, особенно современной, зачастую связаны с несогласием женщины ограничивать свою деятельность предписанными гендерными стереотипами рамками, или неспособностью мужчины соответствовать этим стереотипам. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

С середины ХХ века наблюдается трансформация гендерных отношений, связанная с отказом от патриархатных стереотипов, и, соответственно, изменением выполняемых мужчиной и женщиной функций, как в публичной, так и в приватной сфере. Процесс трансформации гендерных отношений более всего затронул образцы поведения, предписываемые женщинам, что можно считать одним из структурных элементов кризиса современной семьи. Увеличение нагрузки, связанной с занятостью на производстве, и экономическая независимость предопределили стиль поведения, отличающийся от предписываемого патриархатными традициями.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации
Адаптация – одно из ключевых понятий в научном исследовании человеческой природы. Это естественный и необходимый компонент существования человека в системе "организм – среда", в системе "личность – социум", поскольку и ...

Виды психических травм
В литературе можно встретить различные классификации психических травм. Представим здесь некоторые из них, предложенные разными авторами. Классификация Г.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского [6] По мнению этих авторов, психические травмы по ...

Понятие мотивационной готовности к школе
Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики посту ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru