Гендерные отношения и происхождение гендерной ассиметрии

Материалы » Гендерные стереотипы в спорте » Гендерные отношения и происхождение гендерной ассиметрии

Страница 1

Гендерный подход к взаимоотношениям между полами предполагает разделение понятий пол (sex) и гендер (gender). При этом понятию пола соответствуют представления, которые обозначает анатомо-морфологические особенности людей принадлежащих к разным полам (по большей части это первичные и вторичные половые признаки), по наличию или отсутствию которых люди определяют половую принадлежность друг друга. К таким характеристикам, помимо половых признаков, можно отнести особенности голоса, общий габитус, и некоторые другие, хотя их применимость базируется не на абсолютном соответствии, а, скорее, соответствии усвоенными идеальными представлениями о внешнем облике мужчины или женщины (так, например, выражения «женоподобный» и «мужеподобный» будут иметь разное смысловое наполнение в различных культурах).

Термин «пол» во всех концепциях гендера употребляется только в отношении тех особенностей, которые детерминируются биологическими различиями, так называемыми первичными и вторичными половыми признаками между мужчинами и женщинами.

Понятие «гендер» представляет собой «…сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом».

Гендер введен как базовое измерение при описании социальной структуры общества, вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст). Таким образом, гендерные исследования посвящаются выявлению социального содержания всего, что привычно связывается с принадлежностью к определенному полу и с взаимоотношением полов. Гендерный подход к общественным проблемам призван проанализировать и по-новому переосмыслить феномен социального взаимодействия полов. Понятие гендерных отношений используется в данной работе как определение отношений между людьми, возникающие вследствие их принадлежности к различным гендерам, не зависимо от того, в какой социальной сфере складываются эти отношения.

Анализируя гендерные отношения, характерные для современной цивилизации, возможно рассматривать общественную жизнь как систему взаимодействия двух сфер, приватной и публичной. В первую очередь, система гендерных отношений лежит в основе института брака и семьи, который составляет собой ядро приватной сферы.

Гендерный анализ семьи предусматривает рассмотрение, как функций семьи, так и возникающие при выполнении этих функций конфликты в свете сложившихся в обществе гендерных отношений. Так, независимо от уровня развития общества, функция социализации выполняется, в основном, женщинами, особенно социализация детей грудного и младшего возраста. Конфликтные ситуации в семье, особенно современной, зачастую связаны с несогласием женщины ограничивать свою деятельность предписанными гендерными стереотипами рамками, или неспособностью мужчины соответствовать этим стереотипам. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

С середины ХХ века наблюдается трансформация гендерных отношений, связанная с отказом от патриархатных стереотипов, и, соответственно, изменением выполняемых мужчиной и женщиной функций, как в публичной, так и в приватной сфере. Процесс трансформации гендерных отношений более всего затронул образцы поведения, предписываемые женщинам, что можно считать одним из структурных элементов кризиса современной семьи. Увеличение нагрузки, связанной с занятостью на производстве, и экономическая независимость предопределили стиль поведения, отличающийся от предписываемого патриархатными традициями.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Образная сфера человека
В своей книге «Образная сфера человека» Гостев рассматривает мысленные образы как объекты психологического анализа различных состояний. Мысленный образ в самом широком своем понимании может быть определен как образ предметов и явлений вне ...

Современный этап профориентации
Система профориентации складывается из подсистемы, каждая из которых имеет свои задачи. В целом она выходит за рамки задач и возможностей школы и требует включения других её участников – профессионально-технические училищ, ВУЗов, техникум ...

Виды эмоционального взаимодействия, родителей и детей, их последствия
Авторитарный - ребенок делает всё как сказали, ещё и следят за ним. Ограничение к свободе, - следствие подавленности, индивидуальности, ребенок агрессивен. Ребенку ничего не объясняется - хотят чтобы он нравился всем. Попустительство - ж ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru