Возможные направления психологической работы по проблеме воспитания мужчины как будущего отца
родительские установки и реакции;
отношение родителей к ребенку и жизни в семье;
нарушение воспитательного процесса в семье;
причины отклонений в семейном воспитании;
типы воспитания;
уровень родительской компетентности и т. п.
Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.
Тест «Родительско-детские отношения» (PARI) (американские психологи Е.С. Шеффер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).
Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (ACB) (Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.
Тест-опросник родительского отношения (OPO) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический ниструментарий, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).
Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» глазами ребенка:
Тест «Рисунок семьи»; проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие5 внутрисемейных отн6ошений; методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп.
В результате проведенной диагностики могут использоваться различные техники семейных проблем для налаживания отношений в семье, описанные Ежовой Н.Н.: «Котерапия», «Просмотр видеозаписей», «Телефонные звонки», «Домашние визиты», «Семейная скульптура», «Семейно-терапевтический марафон» и др.
Таким образом в ходе семейного консультирования решаются различные семейные проблемы, конфликты, налаживаются отношения между родителями и ребенком, родители становятся более компетентными. Все это способствует благоприятному развитию ребенка и, следовательно, оптимизации его представлений относительно родителей и отца, в частности.
Другие статьи:
Личностные особенности родителей, влияющие на стиль
отношения к ребенку
Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., Шефер И).А.Я. Варга (1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико - пси ...
Тенденция к самоактуализации в концепции К. Роджерса
Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма
Роджерс считает, что стре ...
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот пери ...