Роль отца в воспитании подрастающего поколения

Материалы » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Роль отца в воспитании подрастающего поколения

Страница 2

Нам кажется, что такое поведение мужчин, когда на людях они ведут себя одним образом, проявляют одни чувства, но при этом переживают совсем другое, во многом определяется рамками общества, связанными с необходимостью соответствия мужским ролям, когда им становится просто неудобно выходить из себя, например, по поводу детского плача.

По словам специалистов, качество влияния отца на детей в основном сводится к двум переменным: доля его участия в воспитании и степень его авторитарного контроля. Это можно представить в виде системы координат, где ось абсцисс идет от демократизма к жесткой дисциплине в отношении детей, а ось ординат – от полного пренебрежения отцовскими обязанностями до систематического участия в воспитании детей.

Также необходимо отметить, что функции отца в семье не обязательно выполняет кровный отец. Отцовство – общественное, культурное явление, поэтому отцом, по сути может быть отчим, дед, дядя, старший брат, воспитатель. « Отцовское чувство практически лишено биологического компонента». (Кочубей Б.И., 1987). Поэтому, чтобы быть ребенку настоящим отцом, нужно просто хотеть и уметь им быть и чтобы в этом были заинтересованы как мать, так и сам ребенок.

Так, в ряде исследований говорится о том, что наличие отца и его положение в семье влияют на способности ребенка, его интерес к учебе (Н. Редин). По зарубежным данным, мальчик лучше учится, если он чаще бывает с отцом и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Само собой, что активный, деловой, нацеленный на успех отец, вызывает у сына стремление соответствовать этому образцу. Таким образом, прочное, уверенное, лидирующее положение мужчины в семье благоприятно влияет на школьные успехи сына. А грубость, авторитарность, жесткость отца вызывают у мальчика чувство неуверенности в себе, тревоги, заставляя тем самым избегать риска. Такой школьник боится трудного материала, особенно неправильно его понять, что проявляется в страхе перед математическими и физическими задачами.

С дочерью отношения еще более сложные, так как часто, даже при неплохих способностях, отца бессознательно внушают девочкам правила женского поведения, убеждение в том, что наука, карьера – для мужчин, а забота женщины – дом и быт, поэтому такие девочки удовлетворены собой, учатся с «натяжкой», но это их не беспокоит.

Описанные нами варианты влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка относятся к наиболее часто встречающимся тенденциям. В истории известно немало гениев, потерявших отца еще в раннем возрасте. И, если интеллект, умственная одаренность больше связаны с наличием успешного, активного отца, то высокий уровень творческих способностей отмечают у детей, брошенных отцами. Также, если брать наиболее обеспеченные слои общества, способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.

Как мы уже говорили, отец оказывает влияние и на личностное развитие ребенка. Традиционная точка зрения приписывает отцу дисциплинирующее влияние. Считается, что твердая мужская рука поддерживает растущее дитя на истинном пути, заставляя его подчиняться нормам поведения в обществе, вкладывая в его душу заповеди морали, то есть в основе развития нравственности у ребенка лежит страх отцовского наказания. Но мы не можем полностью придерживаться этого, так как существуют данные Европы и Америки, которые свидетельствуют об отсутствии связи между строгостью отца и уровнем развития нравственных качеств сына. Даже есть противоположное явление: у суровых отцов сыновья лишены способности к сочувствию, агрессивны и иногда асоциальны. Самоуважение их снижено, а страх наказания становится движущей силой их поведения.

У девочек, по мнению американского ученого У. Бронфенбреннера, жесткость отца может положительно влиять на развитие моральных качеств, но лишь в раннем возрасте. Но обычно частые физические наказания являются следствием низкого уровня морального развития.

Это отрицательные стороны мужского поведения, которые способна компенсировать мать в своих поступках. На самом деле « теплые, дружественные отношения с четким осознанием границ, что можно и чего нельзя, - оптимальные условия для формирования таких качеств, как честность, откровенность, отсутствие эгоизма. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви». (Кочубей Б.И., 1987). Изучение юношей с высоким и низким уровнем самоуважения показало, что первые говорят о своих отцах с большой теплотой, чем вторые.

В неполных семьях отсутствие мужчины оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка, особенно мальчика. Такие дети труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, а, став взрослыми, испытывают трудности личной жизни. Но это не говорит о том, что в полных семьях все так хорошо. Есть случаи, когда даже при наличии отца вырастают дисгармоничные тревожные и плохо социализированные дети. Установлено, что в семьях, где мать занимает доминантные позиции, а отец представляется забитым, вытесненным, у детей встречаются неврозы, бронхиальная астма и некоторые виды отклоняющегося поведения у подростков. Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье, они усваивают образ мужчины как «лишнего» и невольно переносят этот образ на самих себя. Если отец сохраняет хоть крохи привязанностей детей, то потеря уважения к отцу ведет к потере самоуважения, что является препятствием для личностного роста. Когда сын не уважает отца, не испытывает к нему чувства любви, его собственное отношение к себе может не пострадать, и, отвергнув образ отца, будет просто искать другие мужские идеалы. И, наконец, есть случаи, когда даже при доминантном положении матери, мальчик испытывает к отцу чувство любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Потребность в принадлежности и любви
Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описа ...

Реализация музыкальных способностей в различных культурах
Историческая несомненность существования не единой и общей для всех наций и народов, классов и социальных групп культуры, а множества своеобразных культур с их субкультурами лишает какого бы то ни было научного значения положения о том, ч ...

Диагностическая работа – одно из направлений деятельности психолога в начальной школе
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru