Психодиагностическое заключение о характерных особенностях половой идентификации у дошкольников
ВЫВОД. Испытуемый относится к группе «неадекватных» детей, наблюдается смешение половой идентичности, концентрация либидозной энергии на матери, привязанность к ней. Однако ребенок признает главенство мужчины в семье и стремится к приобретению маскулинных черт. При грамотном воспитании и работе психолога с ребенком моно восстановить адекватную половую идентичность.
5. Дузенко Д., мужской пол, 6 лет.
Первой нарисована фигура противоположного пола. Размеры фигур одинаковы (главным в семье ребенок считает папу). Фигуры описаны как мать и отец. Лицо матери прорисовано более тщательно, чем у отца, но в целом можно говорить о готовности к социальным контактам. На фигуре матери волосы нарисованы резкими вертикальными штрихами, что говорит о стремлении к маскулинности. Расположение рисунков в центре листа указывает на эгоцентричность и адаптивность индивида. Подбородок женской фигуры акцентирован больше, чем мужской, что, возможно, связано с более властной позицией матери в семье. Глаза матери – с ресницами и зрачками, рот тщательно прорисован, что говорит о женоподобности индивида. Уши женской фигуры украшены серьгами, у обеих фигур уши достаточно большие (возможно, индивид болезненно реагирует на критику). Четкая прорисовка носов у обеих фигур говорит о стремлении ребенка к маскулинности.
ВЫВОД. Испытуемый относится к группе «амбивалентных» детей. Идентификация еще не закончена, наблюдается некое смешение идентичности. Высокая компетентность и престижность отца в воспитании совмещена с концентрации либидозной энергии на матери. Ребенок проявляет привязанность к родителям обоего пола. Возможны затруднения в общении со сверстниками. При адекватном воспитании и небольшой работе с психологом идентификация пройдет успешно, и индивид обретет истинную, адекватную половую идентичность.
6. Целищев Р., мужской пол, 6 лет.
Первой нарисовал фигуру противоположного пола, она больше, чем фигура мужского пола (обозначенная как отец), но ребенок главным в семье считает отца (по данным анкетирования). Рисунок матери смещен вправо, что говорит о склонности к негативизму и сопротивлению. Лица прорисованы тщательно, присутствуют все черты, что указывает на готовность индивида к социальным контактам. Волосы на фигурах показаны резкими вертикальными штрихами, носы акцентированы – ребенок стремится к маскулинности. Уши видны из-за короткой прически только у матери. Рот четко прорисован – индивид зависим. Подбородок у обеих фигур слабый – в семье нет доминирующего родителя. Глаза матери – с ресницами, что говорит о женоподобности индивида.
ВЫВОД. У ребенка проявляется сильная привязанность к отцу (в игре «Семья» он хочет быть матерью, боится наказания матери). Ребенок одновременно зависим, женоподобен, и стремится к маскулинности. Наблюдается смешение идентичности. Необходима коррекционная работа с психологом и адекватное воспитание.
7. Тухонова Л., женский пол, 5 лет.
Первой нарисовала фигуру женского пола («мать»), она больше, чем мужская фигура, но главным в семье девочка считает отца (по данным анкетирования). Расположение рисунков в центре указывает на эгоцентричность и адаптивность ребенка. На лицах обеих фигур присутствуют основные черты – индивид готов к социальным контактам. Волосы как символ маскулинности изображены только у мужской фигуры. Подбородок слабый у обеих фигур, ушей нет. Рот матери изображен линией, возможна вербальная агрессия. Глаза с ресницами указывают на усвоение вторичных половых признаков ребенком, однако носы – «пуговицы» говорят о незрелости общих представлений о половых ролях.
ВЫВОД. У ребенка еще только началась половая идентификация и, насколько позволяет судить рисунок, идет в направлении обретения адекватной половой идентичности.
8. Григорьева С., женский пол, 4 года.
Первой нарисовала фигуру противоположного пола («отец»). Размеры фигур приблизительно одинаковы (девочка считает, что в семье нет главного). Расположение рисунков в правой части листа говорит о склонности к негативизму и строптивости. Лица прорисованы достаточно четко, присутствуют все черты, что свидетельствует о готовности индивида к социальным контактам. На рисунке матери волосы изображены резкими вертикальными штрихами и более ярко, чем на рисунке отца, что говорит о чрезмерном стремлении к маскулинности. Рот обеих фигур нарисован тонкой линией – девочка вербально агрессивна. Подбородок слабый у обеих фигур (в семье нет главного), уши – только у отца (девочка болезненно реагирует на критику со стороны отца). Глаза со зрачками – у обеих фигур. Носы фигур маленькие, неакцентированные, что указывает на незрелость представлений о половых ролях.
Другие статьи:
Значение супружеской любви
Наряду с мнением Кинтаса о значимости любви интересно рассмотреть точку зрения Соловьёва. Он опровергает расхожее мнение, что главная задача любви – создание новых жизней. Подтверждение этому он демонстрирует нам, делясь наблюдениями за ж ...
Классификация уровней решения конструктивных задач
Выделяют следующие уровни действий при решении конструктивных задач (Н.Н. Поддъяков, 1981; О.Н. Вялых, 1998):
0 уровень – отсутствие ориентировки в условиях задачи;
1 уровень – действия методом наложения элементов на расчлененный образе ...
Причины агрессивности
1. Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей.
2. Как выученное поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу.
Ребенок не становится агрессивным неожиданно. До о ...