Заключение

Страница 1

Исследование забывания может происходить на разных уровнях. Забывание материала практически не включенного в деятельность личности, не связанная со смысловой сферой личности, носит отголоски опытов Г. Эббингауза, который предполагал существование «чистых» законов памяти.

Действительно, проведенное нами исследование, показывает, что существуют некоторые механизмы памяти, тесно связанные с психофизиологической организацией человека. Запоминание несвязанных слов, которые испытуемый только с высокой мотивацией запоминания связывает в единый осмысленный образ, изобретая средство запоминания для его облегчения, приводит к неизбежным потерям, забыванию при воспроизведении. Промежуточная деятельность может затруднять образование новых временных связей, снижая эффективность запоминания, либо ослаблять, как бы стирать следы ранее выработанных связей и вызывать тем самым забывание.

Ретроактивное торможение – это закономерность памяти, практически непреодолимая даже смысловым оформлением запоминаемого материала. Чем более сходна промежуточная деятельность с первоначальной, тем более сказывается интерферирующее воздействие промежуточной деятельности. Уменьшить забывание, действительно, можно при помощи нахождения личностного смысла запоминания, при специальной деятельности ассоциирования, приводящего к образованию осмысленного и понятного запоминающему образа.

Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Забывается конкретная, «фактическая» форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде.

Как процесс, противоположный сохранению, забывание исследовалось многократно разными учеными различных психологических школ и течений. Наибольший след оставили в теории памяти разработки ассоциативных идей, базировавшихся на признании памяти процессом, не включенным в смысловую сферу личности. А также идеи психоанализа, впервые утвердившего, что забывание связано с желаниями, потребностями и намерениями человека. Фрейдизм открыл страницу понимания памяти как явления, связанного с движущими силами личности человека. Теория деятельности впервые объяснила связь процессов памяти со смыслами человеческой деятельности, раскрыла ее произвольный характер, а также участие сознания в процессах запоминания, сохранения и забывания.

Общепризнанно, что забывание может быть признаком патологии памяти – амнезии, описанной в нескольких формах: ретроградной, антероградной, динамической. Вообще состояние познавательных процессов, в том числе и памяти – это серьезный показатель сохранности личности и интеллекта.

Забывание можно и нужно предотвращать, когда речь идет о повышении эффективности деятельности, значимой для личности. Для предотвращения забывания как негативного явления необходимо создание благоприятных условий для запоминания, учет при запоминании фундаментальных закономерностей функционирования памяти, овладение мнемотехническими приемами, улучшающими запоминание и предотвращающими забывание.

[1] Эббингауз Г. О памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова – М., 1979, с.9

[2] Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979, с.86

[3] Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Хрестоматия по психологии памяти. – Режим доступа: www. psychology Online. Net

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Факторы, необходимые для развития личности подростка
Понять подростков, особенности данного возрастного периода нам поможет знание о той особой нише развития, в которой они сегодня живут. Для них характерна возрастная сегрегация: современные подростки вступают во взаимодействие в основном с ...

Развитие психологии в России в XIX в.
Во второй половине XIX века действовал микробиолог, лауреат Нобелевской премии, создатель учения о фагоцитозе И.И. Мечников (1845— 1916). Его труды «Этюды о природе человека» и «Этюды о природе оптимизма» пользовались большой популярность ...

Мутационный процесс
Организмы, обладающие удачными вариантами признаков, имеют большую вероятность по сравнению с другими организмами выжить и оставить потомство. Вследствие этого полезные вариации в ряду поколений будут накапливаться, а вредные или менее по ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru