Понятие «направленность личности»

Страница 3

Ю.М. Орлов выделяет потребность в престиже, проявляющуюся в самоутверждении личности в процессе общения с другими людьми: «Общение может повышать наш престиж или стремление к самоутверждению». Он пишет, что «когда человек вступает в общение, надеется выразить свои положительные личные качества через признание, восхищение, положительные оценки со стороны другого человека, первый удовлетворяет потребность в престиже /23/. Рассматривая эту потребность, Ю.М. Орлов указывает на то, что она может быть «гипертрофирована . привести к потере друзей или к полному одиночеству», если человек сосредоточится только на своем ожидании восхищения им другими людьми.

Анализ литературных источников говорит о том, что направленность взаимосвязана с устойчивостью личности, о которой, в частности, пишет Л.И. Божович: «С возрастом растет также устойчивость возникшей мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов»

В.Э. Чудновский говорит об устойчивости как «о способности сохранять в различных условиях свои личностные позиции, обладать определенным иммунитетом по отношению к воздействиям, чуждым его личным установкам, взглядам, убеждениям . устойчивость личности следует понимать как нравственную устойчивость». В.Э. Чудновский считает, что коллек-гивистическая направленность создает наиболее благоприятные условия для формирования личности, способной сохранять в различных условиях, ситуациях свои личностные позиции /2/. В данной работе рассматриваем устойчивость личности через соотношение коллективизма и конформизма.

Проблема конформности рассматривается как в западных, так и в отечественных исследованиях (М. Шериф, С. Аш, Р. Зайонк, Р. Кратчфилд, А.П. Сопиков, В.Ф. Сафин, В.Д. Парыгин, А.А. Туровская).

А.В. Петровский считает, что проблема самостоятельности личности не может быть разрешена путем простого противопоставления «конформность - нонконфомность», а может быть разрешена путем противопоставления конформности коллективистического самоопределения, которое выражается в том, что позиция личности совпадает с позицией коллектива.

В философской и психологической литературе коллектив, коллективистическое самоопределение формулируется как «принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму. Принцип коллективизма не означает ликвидацию индивидуальности человека. Наоборот, только в коллективе человек может полностью раскрыть свои способности и дарования» /39/; «избирательное отношение индивида к воздействию конкретной социальной общности, при котором он принимает одни из ее влияний и отвергает другие в зависимости от опосредующих факторов: идеалов, целей деятельности, принятых социальных ценностей, норм и т. п. Коллективистическое самоопределение является альтернативой как конформному, так и неконформному (нонконформному) или негативному поведению».

Б.И. Додонов в структуре личности выделяет эмоциональную направленность. Он считает, что эмоции выполняют основную функцию в характеристике личности и выделяет следующие типы направленности: альтруистический, коммуникативный, глорический, праксический, пугнический, романтический, гностический, эстетический, гедонический, акизитивный /6/. В исследованиях зарубежных психологов из всех видов направленности более широко исследуется альтруистическая направленность личности, имеющая своим содержанием общественные побуждения человека. Альтруистическая направленность рассматривается как проявление помощи другому человеку, при котором главным побуждением является положительный результат, благотворные последствия для другого. При этом подчеркивается, что акт помощи не может считаться альтруистическим, если совершающий его человек преследует в первую очередь личную выгоду. В значительной степени этой концепции соответствует типология направленности, предложенная Б.С. Братусем, в виде четырех уровней направленности личности:

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Цвет и его влияние на наше состояние
Для художников, работающих в области живописи и декоративно-прикладного искусства, большое значение имеет знание психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного законами его восприятия. Вопросами эмоционального воздей ...

Основные вопросы, которые ставил Выготский при изучении проблемы знакового опосредования
Вопрос состоит в выявлении условий перехода от опосредованного действия к действию непосредственному, к поступку, совершаемому мгновенно, как бы без размышления, но остающемуся тем не менее в высшей степени сознательным, свободным, нравст ...

Коммуникативная компетентность. стратегии, тактики, виды общения
Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Что ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru