Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность
Таким образом можно привести перечень основных профессионально значимых качеств личности (используемых при составлении аналогической профессиограммы)
1. Мышление, интеллект
1) продуктивное (творческое) – репродуктивное;
2) наглядно-образное;
3) наглядно-действенное;
4) словесно-логическое;
5) интуитивное - логическое;
6) общая эрудиция;
7) специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.
2. Восприятие, пороги чувствительности
1) зрительное, цветоразличение;
2) слуховое;
3) тактильное;
4) кинетическое;
5) вкусовое;
6) межличностное, социальное.
3. Память
1) произвольная и непроизвольная;
2) долговременная, кратковременная;
3) логическая;
4) образная;
5) эмоциональная;
6) сенсомоторная (двигательная).
4. Внимание
1) произвольное;
2) устойчивое и неустойчивое.
5. Свойства нервной системы
1) сила;
2) подвижность;
3) уравновешенность;
4) лабильность и динамичность.
6. Коммуникативные характеристики
1) экстравертированность-интровертированность;
2) готовность к лидерству;
3) коммуникативные способности;
4) речь;
5) такт;
6) чувство юмора.
8. Мотивация
1) профессиональные интересы;
2) устойчивость мотивов;
3) согласованность мотивов.
9. Ценностно-нравственные характеристики
1) иерархия ценностей;
2) бескорыстие;
3) честность;
4) ответственность;
5) самокритичность.
10. Волевые характеристики
1) смелость, решительность;
2) целеустремлённость;
3) эмоциональная устойчивость;
4) склонность к риску.
11. Психофизиологические характеристики человека
1) физическая сила;
2) выносливость;
3) утомляемость.
Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.
Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В.С.Мерлина.
В качестве таких свойств, как известно выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия.
Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы – слабости, уравновешенности – неуравновешенности, скорости уравновешивания процессов возбуждения и торможения.
При этом отметим, что в трактовке Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют прежде всего на стиль деятельности.
Правомерность установления таких функционально-поведенческих связей подтверждается высказываниями К.Юнга о непосредственной связи интроверсии вообще, интроверсии мыслительного типа в чатности, и субъектных особенностей учителя, педагога.
Всё вышеизложенное в этом параграфе позволяет сделать вывод о том, что в профессиональном самоопределении личности наряду с другими факторами имеет большое значение тип темперамента данной личности.
Другие статьи:
Основы организации песочной терапии
С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими кукол, родителей и гостей. При этом они часто повторяют услышанные от взрослых реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму ...
Приемы эмоциональной саморегуляции
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно – психические нагрузки, их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках действующих постоянно, либо значительных раз ...
Специфика брачного поведения тамбовской молодежи: опыт
социологического исследования
Объектом нашего исследования стали молодые мужчины и женщины в возрасте до 35 лет, не состоящие в браке (официальном или гражданском), жители Тамбова. Испытуемых отбирали методом случайной выборки. Общий объем выборки составил 150 человек ...