Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Материалы » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность

Страница 4

Таким образом можно привести перечень основных профессионально значимых качеств личности (используемых при составлении аналогической профессиограммы)

1. Мышление, интеллект

1) продуктивное (творческое) – репродуктивное;

2) наглядно-образное;

3) наглядно-действенное;

4) словесно-логическое;

5) интуитивное - логическое;

6) общая эрудиция;

7) специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.

2. Восприятие, пороги чувствительности

1) зрительное, цветоразличение;

2) слуховое;

3) тактильное;

4) кинетическое;

5) вкусовое;

6) межличностное, социальное.

3. Память

1) произвольная и непроизвольная;

2) долговременная, кратковременная;

3) логическая;

4) образная;

5) эмоциональная;

6) сенсомоторная (двигательная).

4. Внимание

1) произвольное;

2) устойчивое и неустойчивое.

5. Свойства нервной системы

1) сила;

2) подвижность;

3) уравновешенность;

4) лабильность и динамичность.

6. Коммуникативные характеристики

1) экстравертированность-интровертированность;

2) готовность к лидерству;

3) коммуникативные способности;

4) речь;

5) такт;

6) чувство юмора.

8. Мотивация

1) профессиональные интересы;

2) устойчивость мотивов;

3) согласованность мотивов.

9. Ценностно-нравственные характеристики

1) иерархия ценностей;

2) бескорыстие;

3) честность;

4) ответственность;

5) самокритичность.

10. Волевые характеристики

1) смелость, решительность;

2) целеустремлённость;

3) эмоциональная устойчивость;

4) склонность к риску.

11. Психофизиологические характеристики человека

1) физическая сила;

2) выносливость;

3) утомляемость.

Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.

Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В.С.Мерлина.

В качестве таких свойств, как известно выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия.

Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы – слабости, уравновешенности – неуравновешенности, скорости уравновешивания процессов возбуждения и торможения.

При этом отметим, что в трактовке Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют прежде всего на стиль деятельности.

Правомерность установления таких функционально-поведенческих связей подтверждается высказываниями К.Юнга о непосредственной связи интроверсии вообще, интроверсии мыслительного типа в чатности, и субъектных особенностей учителя, педагога.

Всё вышеизложенное в этом параграфе позволяет сделать вывод о том, что в профессиональном самоопределении личности наряду с другими факторами имеет большое значение тип темперамента данной личности.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Влияние личностных характеристик на формирование эмоционального выгорания у работников сферы услуг
Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где о ...

Факторы, влияющие на кризисы профессионального становления
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии ...

Психологические методы коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельно ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru