Профессионально значимые психофизиалогические качества личности и их профессиональная обусловленность
Таким образом можно привести перечень основных профессионально значимых качеств личности (используемых при составлении аналогической профессиограммы)
1. Мышление, интеллект
1) продуктивное (творческое) – репродуктивное;
2) наглядно-образное;
3) наглядно-действенное;
4) словесно-логическое;
5) интуитивное - логическое;
6) общая эрудиция;
7) специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.
2. Восприятие, пороги чувствительности
1) зрительное, цветоразличение;
2) слуховое;
3) тактильное;
4) кинетическое;
5) вкусовое;
6) межличностное, социальное.
3. Память
1) произвольная и непроизвольная;
2) долговременная, кратковременная;
3) логическая;
4) образная;
5) эмоциональная;
6) сенсомоторная (двигательная).
4. Внимание
1) произвольное;
2) устойчивое и неустойчивое.
5. Свойства нервной системы
1) сила;
2) подвижность;
3) уравновешенность;
4) лабильность и динамичность.
6. Коммуникативные характеристики
1) экстравертированность-интровертированность;
2) готовность к лидерству;
3) коммуникативные способности;
4) речь;
5) такт;
6) чувство юмора.
8. Мотивация
1) профессиональные интересы;
2) устойчивость мотивов;
3) согласованность мотивов.
9. Ценностно-нравственные характеристики
1) иерархия ценностей;
2) бескорыстие;
3) честность;
4) ответственность;
5) самокритичность.
10. Волевые характеристики
1) смелость, решительность;
2) целеустремлённость;
3) эмоциональная устойчивость;
4) склонность к риску.
11. Психофизиологические характеристики человека
1) физическая сила;
2) выносливость;
3) утомляемость.
Рассмотрим в качестве примера психофизиологические предпосылки деятельности педагога.
Ответ на вопрос, какие психофизиологические показатели могут влиять на характер субъектной деятельности педагога может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В.С.Мерлина.
В качестве таких свойств, как известно выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия.
Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа высшей нервной деятельности в поведении по показателям силы – слабости, уравновешенности – неуравновешенности, скорости уравновешивания процессов возбуждения и торможения.
При этом отметим, что в трактовке Мерлина свойства высшей нервной деятельности влияют прежде всего на стиль деятельности.
Правомерность установления таких функционально-поведенческих связей подтверждается высказываниями К.Юнга о непосредственной связи интроверсии вообще, интроверсии мыслительного типа в чатности, и субъектных особенностей учителя, педагога.
Всё вышеизложенное в этом параграфе позволяет сделать вывод о том, что в профессиональном самоопределении личности наряду с другими факторами имеет большое значение тип темперамента данной личности.
Другие статьи:
Характеристика социально-личностного развития детей дошкольного возраста
Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка ...
Паравербальная психотерапия
Метод, в котором терапевт строит общение с пациентом через сенсомоторные каналы. Сенсомоторная коммуникация не замещает вербальную, но идет с ней рука об руку. Первичный контакт с ребенком устанавливается через звук, движение и прикоснове ...
Методы преодоления конфликтов
Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особен ...
