Теория привязанности

Страница 2

ü В первые два месяца, ребенок выделяет себя и фигуру первичной привязанности. На основе этих ощущений возникает чувство себя и своего тела,

ü Начиная со 2 до 9 месяца у него складывается чувство «внутреннего Я», которое формируется через восприятие Другого. Ребенок воспринимает себя следующим образом: «Я – тот, кого обнимают», «Я – тот, на кого редко смотрят»,

ü На третьем этапе (до полутора лет) возникает чувство своей субъективности, то есть отделенности себя от фигуры первичной привязанности.

ü Четвертый этап связан со становлением речи, на основе которой понимание себя и других резко ускоряется. Возникает чувство «Словесного Я» и словесных отношений с окружающими. [9]

Оказывается, что если ребенок ощущает безопасную привязанность от обоих родителей, то в подростковом возрасте окружающие будут оценивать его как социально компетентного. Если у девочки есть безопасная привязанность с отцом, то она менее агрессивна, чем ее менее счастливые сверстницы. Матери формируют с детьми более безопасные привязанности по сравнению с отцами. Восприятие собственного достоинства опосредуется привязанностью и социальной компетенцией.

К двум годам ребенок знает, что есть «свои» и «чужие» и внутреннее понимает, как плохо быть чужим и как приятно – своим.

Отличие теории привязанности от отечественных исследований состоит в том, что в российской традиции акцент делался на совместной деятельности ребенка и взрослого или на общении, понимаемом как деятельность. При этом взрослый понимался как фактор становления самосознания ребенка. Теория привязанности, авторы которой рассматривают ее как эволюционно-этологический подход, акцентируется на отношении ребенка и взрослого, которое существует в неразрывном единстве. Взрослый как бы интериоризуется (принимается внутрь) ребенком и начинает жить в нем.

Достоинством теории привязанности является то, что она активно включает другие подходы. Для объяснения взаимодействия ребенка с фигурой привязанности используются представления теории научения, объясняющей фиксацию у ребенка многих реакций тем, что взрослые подкрепляют их, усиливая внимание к нему. При этом берутся элементы культурно-исторической теории Л.С. Выготского, поскольку помогающее поведение матери описывается как построение зоны ближайшего развития. Для описания интеллектуального роста ребенка Боулби опирается на представление о сенсомоторных схемах Ж. Пиаже. [13]

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Диагностика интеллекта
Тесты интеллекта или тесты общих способностей предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Понятие интеллекта еще со времен первых интеллектуальных тестов претерпевало различные изменения со стороны подходов к т ...

Основные процессы и механизмы памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовност ...

Социальная ситуация развития
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru