Понятие эмоционального выгорания и его характеристика
• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
d) Возрастание требований:
• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
• чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия:
• постоянное чувство вины, снижение самооценки;
• безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия.
b) Агрессия:
• защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
• подозрительность, конфликты с окружением
4. Фаза деструктивного поведения
a) Сфера интеллекта:
• снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий;
• ригидность мышления, отсутствие воображения.
b) Мотивационная сфера:
• отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям.
с) Эмоционально-социальная сфера:
• безразличие, избегание неформальных контактов;
• отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному;
• избегание тем, связанных с работой;
• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
5. Психосоматические реакции:
• снижение иммунитета;
• неспособность к релаксации в свободное время;
• бессонница, сексуальные расстройства;
• повышенное давление, тахикардия, головные боли;
• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
• зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6. Разочарование:
• отрицательная жизненная установка;
• чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
• экзистенциальное отчаяние [51].
В. Бойко говорит о внешних и внутренних предпосылках развития эмоционального выгорания.
Внешние предпосылки это:
1) Хронически напряжённая психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение, целенаправленное восприятие партнёров, подкрепление общения эмоциями).
2) Дестабилизирующая организация деятельности: нечёткая организация и планирование труда, плохо структурированная и расплывчатая информация. Всё это отрицательно сказывается на взаимодействии субъектов общения.
3) Повышенная нравственная или юридическая ответственность за выполняемую работу.
4) Неблагоприятная психологическая сфера профессиональной деятельности: конфликтность по вертикали (с руководством), с партнёрами.
5) Психологически трудный контингент. У врачей это тяжёлые и умирающие больные. У педагогов – дети с отклонениями в психике. У руководителей – подчинённые с акцентированными чертами характера. У обслуживающего персонала капризные и грубые клиенты.
Внутренние предпосылки, это, прежде всего темперамент, стиль общения, точнее его интенсивность, к которой привык человек, экстравертированность или интравертированность. Люди замкнутые, необщительные выгорают быстрее и их способность к защите ниже. Так как эмоциональные нагрузки от общения действуют на них более пагубно в силу того, что их психические функции настроены на менее бурное изменение эмоциональной энергетики [6].
Вследствие этих причин, постепенно срабатывает механизм эмоциональной отстранённости, игнорируются какие-то конкретные люди. Однако у этого инструмента есть дисфункциональная сторона, когда эмоциональная экономия направлена не по адресу, а на всех окружающих [3].
Таким образом, понятие синдрома эмоционального выгорания на сегодняшний день является весьма актуальной темой исследований многих психологов, среди которых встречаются исследования влияния различных факторов на формирование СЭВ. Одним из внешних факторов, способствующих формированию СЭВ являются особенности профессии и условия труда.
Другие статьи:
Причины депрессивных отклонений
Таким образом, мы выделяем три основные возможные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у игровых компьютерных аддиктов: 1. Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, н ...
Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в
интеллектуальном развитии
Недоразвитие игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью оказывается как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Причинами этого является: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладен ...
Анализ проблемы свободы и самодетерминации в отечественной психологии
Что касается отечественной психологии, то и здесь за последнее десятилетие также появились оригинальные работы, в которых отдается должное проблематике свободы личности.
В рефлексивно-деятельностном анализе Е.И. Кузьминой [11] свобода ха ...