Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания
Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы имеем возможность узнавать предметы в различной обстановке.
Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.
Методы исследования восприятия
Феноменологический
метод - один из самых старых, однако он не потерял актуальности и до настоящего времени. Чувственный образ рассматривается здесь как непосредственная данность - феномен. Вопрос, занимающий исследователя: что человек видит, слышит, ощущает в данных, определенных условиях? Закономерности организации и трансформации воспринимаемого содержания описываются прежде всего на качественном уровне.
Самонаблюдение
(интроспекция) - это самоанализ содержания образов сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность образов, их угасание: возникновение, взаимосвязь с другими актуальными образами при разной стимуляции и условиях наблюдения. Вариант - аналитическая интроспекция, специальная процедура расщепления образа объекта на составляющие его далее неразложимые элементы (качество, интенсивность, протяженность, длительность).
Наибольшее признание и распространение приобрел экспериментальный метод исследования восприятия. Он предполагает: 1) формулировку гипотезы; 2) составление плана эксперимента; 3) определение и контроль зависимых и независимых переменных; 4) сбор экспериментальных данных: 5) верификацию гипотезы с использованием статистических процедур.
В экспериментах по восприятию применяются следующие методические подходы:
Тахистоскопия
(строго дозированное ограничение времени экспозиции для контроля за скоростью обнаружения, опознания или идентификации стимула); развитием этого подхода являются процедуры маскировки и метаконтраста (последовательное или одновременное предъявление значимого и шумового стимулов); предустановки (priming) (целевому стимулу предшествует информация о его вероятных характеристиках - локализации, размере, категории и т.д.); подпорогового накопления; быстрого последовательного предъявления.
Хронометрический
метод (измерение времени реакции как индикатора эффективности перцептивных процессов); различают простую реакцию (на одиночный стимул) и реакцию выбора из нескольких альтернатив; по форме ответа это могут быть вербальная, моторная или физиологическая реакции.
Анализ моторных компонентов
перцептивной деятельности (регистрируются движения воспринимающих органов: глаза, руки, головы и т.д., несущие оперативную пространственно-временную информацию о процессе восприятия)
Манипулирование прямой и обратной связями
в перцептивной системе. Посредством специальных устройств (псевдоскоп, псевдофон, инвертоскоп, вибраторы, зеркала, электронно-дисплейные комплексы), хирургических операций или фармакологических инъекций вносятся систематические искажения в естественные (количественные и/или качественные) соотношения между воспринимаемым объектом и наблюдателем.
Генетический
метод нацелен на выделение этапов развития перцептивных способностей; включает приемы онтогенетического и формирующего исследования восприятия. В рамках онтогенетического исследования, где часто невозможно получить адекватный вербальный отчет, измеряют параметры условно-рефлекторных и ориентировочных реакций, реакции привыкания и предпочтения, исследовательскую и манипулятивную деятельность детей. На уровне сформированного восприятия применяют микрогенетический и экспериментально-генетический методы.
Другие статьи:
Методологические подходы Дж. Гибсона в экологической психологии
Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в "физическом мире", а в "экологическом мире". "Физический мир" это мир как его исследуют и описывают физика, хим ...
Состояние проблемы духовности в психологической науке
Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия «духовность» в научной литературе, до сих пор нет однозначной его трактовки. Нет универсальной (или хотя бы общепринятой) дефиниции этого понятия и в современной философии и психо ...
Понятие мотивационной готовности к школе
Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики посту ...