Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания

Материалы » Виды познавательных процессов и критерии их классификации » Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания

Страница 4

Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы имеем возможность узнавать предметы в различной обстановке.

Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.

Методы исследования восприятия

Феноменологический

метод - один из самых старых, однако он не потерял актуальности и до настоящего времени. Чувственный образ рассматривается здесь как непосредственная данность - феномен. Вопрос, занимающий исследователя: что человек видит, слышит, ощущает в данных, определенных условиях? Закономерности организации и трансформации воспринимаемого содержания описываются прежде всего на качественном уровне.

Самонаблюдение

(интроспекция) - это самоанализ содержания образов сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность образов, их угасание: возникновение, взаимосвязь с другими актуальными образами при разной стимуляции и условиях наблюдения. Вариант - аналитическая интроспекция, специальная процедура расщепления образа объекта на составляющие его далее неразложимые элементы (качество, интенсивность, протяженность, длительность).

Наибольшее признание и распространение приобрел экспериментальный метод исследования восприятия. Он предполагает: 1) формулировку гипотезы; 2) составление плана эксперимента; 3) определение и контроль зависимых и независимых переменных; 4) сбор экспериментальных данных: 5) верификацию гипотезы с использованием статистических процедур.

В экспериментах по восприятию применяются следующие методические подходы:

Тахистоскопия

(строго дозированное ограничение времени экспозиции для контроля за скоростью обнаружения, опознания или идентификации стимула); развитием этого подхода являются процедуры маскировки и метаконтраста (последовательное или одновременное предъявление значимого и шумового стимулов); предустановки (priming) (целевому стимулу предшествует информация о его вероятных характеристиках - локализации, размере, категории и т.д.); подпорогового накопления; быстрого последовательного предъявления.

Хронометрический

метод (измерение времени реакции как индикатора эффективности перцептивных процессов); различают простую реакцию (на одиночный стимул) и реакцию выбора из нескольких альтернатив; по форме ответа это могут быть вербальная, моторная или физиологическая реакции.

Анализ моторных компонентов

перцептивной деятельности (регистрируются движения воспринимающих органов: глаза, руки, головы и т.д., несущие оперативную пространственно-временную информацию о процессе восприятия)

Манипулирование прямой и обратной связями

в перцептивной системе. Посредством специальных устройств (псевдоскоп, псевдофон, инвертоскоп, вибраторы, зеркала, электронно-дисплейные комплексы), хирургических операций или фармакологических инъекций вносятся систематические искажения в естественные (количественные и/или качественные) соотношения между воспринимаемым объектом и наблюдателем.

Генетический

метод нацелен на выделение этапов развития перцептивных способностей; включает приемы онтогенетического и формирующего исследования восприятия. В рамках онтогенетического исследования, где часто невозможно получить адекватный вербальный отчет, измеряют параметры условно-рефлекторных и ориентировочных реакций, реакции привыкания и предпочтения, исследовательскую и манипулятивную деятельность детей. На уровне сформированного восприятия применяют микрогенетический и экспериментально-генетический методы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Психофизиологические основы обучения
Проблема оптимизации обучения – центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологи ...

Процесс слушания
Банальна истина, что умение слушать является важнейшим условием и залогом продуктивного общения. Иногда слушание понимают как пассивное поведение в разговоре, т. е. «неговорение». В таком случае в диалоге — пока один из партнеров говорит, ...

Роль отца в воспитании подрастающего поколения
Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Отец это тот, кто учит ребенка тому, как узнать дорогу в большой мир, кроме того, отец обладает и социально – экономической функцией: передача собственности лучшему, заслуживающему отцовскую лю ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru