Анализ основных проблем развития креативности
3. Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками [2, 7, 13]:
o оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;
o непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.
В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий [6, 14]:
1. появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения;
2. зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи;
3. созревание идеи в процессе рационального отбора и накопления суммы знаний о проблеме;
4. логический “тупик”, сопровождаемый обязательной фрустрацией эмоционально-волевой сферы личности;
5. озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;
6. экспериментальная проверка идеи.
Таким образом, при всем многообразии психологических теорий креативности, существует ряд основополагающих признаков творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности школьника - подростка.
Таким образом: творческие способности выделяются как бы по разным основаниям, но вместе с тем все они проявляются в успешности деятельности. Качество творческих способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. Творческие способности школьника – подростка являются результатом развития задатков. Возникая на основе задатков, творческие способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от ребенка определенных способностей. Любой человек, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность. Креативность обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Творчество как один из видов деятельности и креативность, как устойчивая совокупность черт, способствует поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития. Творческие способности, отличают одного человека от другого. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом не нарушающая правовые и моральные предписания группы.
Другие статьи:
Паравербальная психотерапия
Метод, в котором терапевт строит общение с пациентом через сенсомоторные каналы. Сенсомоторная коммуникация не замещает вербальную, но идет с ней рука об руку. Первичный контакт с ребенком устанавливается через звук, движение и прикоснове ...
Характеристика и классификация экстремальных ситуаций
Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жер ...
Сущность нового экоцентрического экологического сознания
Экоцентрический тип экологического сознания это система представлений о мире, для которой характерны:
1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы,
2) восприятие природных о ...
