Определение адаптации, и её виды

Адаптация – приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды. Различаются два аспекта адаптации – биологический и психологический.

Биологический аспект – приспособление организма к физическим условиям среды (температуры, атмосферному давлению, влажности, освещенности), а также к физическим и химическим изменениям в самом организме. Человек обладает способностью к произвольной психической регуляции отдельных биологических процессов и состояний (аутосуггестия). Различается адаптация сенсорная и социальная.

Адаптация сенсорная (зрительная, вкусовая, тактильная)- приспособление анализаторов (органов чувств), измерение их чувствительности и зависимости от интенсивности, значимости и длительности воздействия раздражителя. Различаются положительная и отрицательная адаптация сенсорная, её диапазон и скорость. Так диапазон зрительного анализатора очень широк – его чувствительность изменяется в 200 000 раз, а скорость невелика – для полной адаптации в темноте ему необходимо 45 сек. Слуховая, тактильная и вкусовая адаптации выражаются в виде падения чувствительности.

Адаптация социальная - приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия.

Адаптация социальная может осуществляться в форме аккомодации(полного подчинения требованиям среды без их критического анализа), конформизма (вынужденного подчинения требованиям среды, внешнего уподобления ей) и ассимиляции (сознательного и добровольного принятия норм и ценностей среды на основе личностной солидарности с ними). Нарушениями адаптации социальной являются асоциальное поведение, маргинальность, алкоголизм и наркомания.

Адаптивность – приспособительные возможности индивида.

Другие статьи:

Формирование зависимости от азартных игр
Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не свя­занной с приемом каких-то веществ, изменяющих психичес­кое состояние. Согласно американскому диагностическому и статисти­ческому руководству по классификации психических рас­стройств ...

Сущность корпоративной культуры детского коллектива в условиях деятельности учебного учреждения
Проблема культурного возрождения сегодня остро стоит перед обществом, и в особенности перед школой, поскольку, с одной стороны, онаучаствуетвформированиинормативно-ценностнойосновыповеденияучащихся, а с другой стороны, как любая организац ...

Школа – ведущий институт воспитания
Школа, как и родители, принимает огромное участие в формировании личности подростка и имеет большое значение в его жизни. Вступление в отрочество несёт с собой - об этом никто, и спорить не будет - серьёзные перемены в отношении ребёнка ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pclever.ru