Экологический подход в психологии

Экологический подход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуума рассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к-ром они совершаются, включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. в области Э. п., ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту. Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа яв-ся поведенческий сеттинг (behavior setting), под к-рым понимается ограниченная соц. и физ. система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Большая часть работ Баркера и его коллег посвящена созданию всесторонних описаний поведенческих сеттингов.

Рез-том развития экологического подхода в наши дни стала преднамеренная, целенаправленная работа по оптимизации поведенческих сеттингов. Второе направление работы в психологии, возникшее под влиянием экологической т. зр., делает гораздо больший упор на эксперим. разраб. и оценку соц. нововведений и, по существу, игнорирует этнографический метод и концептуальную терминологию Баркера и его последователей. Важнейшее значение этого направления состоит в распространении эксперим. подходов на область сеттинга как способа систематической разраб. того, что, пользуясь терминологией Баркера, можно назв. новыми поведенческими сеттингами.

Ключевой проблемой экологической психологии является исследование индивидуального и группового экологического сознания.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Экологическое сознание можно определить как сознание, которое охватывает наши представления, способы обращения, сферу деятельности, желанием ожидания, которые касаются окружающей естественной среды. Важнейшие элементы экологического сознания: 1. осознание ограниченности природы, интегральной частью которой явл. человек; 2. осознание необходимости отказа от доминирования человека над природой и необходимости установления динамического равновесия между естественными системами и человеческой системой; 3. осознание экологического кризиса как общественного кризиса; 4. осознание глобального характера экологического кризиса; 5. осознание необходимости решения экологического кризиса; 6. осознание необходимости разработки глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизнь; 7. осознание существования социальных сил, их способности к общению и способности предусмотрение динамического развития общества.

Другие статьи:

Тренинги личностного роста
Живой человек — не здание, для которого сперва должен быть заложен фундамент, затем возведены стены и, наконец, положена крыша. Выполнение широкой внутренней программы личностного роста можно начинать одновременно с разных сторон, а разны ...

Социальная перцепция и межличностное понимание
Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел а ...

Семейные факторы тревожных состояний у детей
По мнению А.Б. Холмогоровой, нельзя не согласиться с Асмусом Финзеном, что семья – важнейшее условие благополучия человека (Холмогорова А.Б., 2002). В современном представлении семья – это целая семейная система, которая не является прос ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru