Экологический подход в психологии
Экологический подход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуума рассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к-ром они совершаются, включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. в области Э. п., ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту. Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа яв-ся поведенческий сеттинг (behavior setting), под к-рым понимается ограниченная соц. и физ. система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Большая часть работ Баркера и его коллег посвящена созданию всесторонних описаний поведенческих сеттингов.
Рез-том развития экологического подхода в наши дни стала преднамеренная, целенаправленная работа по оптимизации поведенческих сеттингов. Второе направление работы в психологии, возникшее под влиянием экологической т. зр., делает гораздо больший упор на эксперим. разраб. и оценку соц. нововведений и, по существу, игнорирует этнографический метод и концептуальную терминологию Баркера и его последователей. Важнейшее значение этого направления состоит в распространении эксперим. подходов на область сеттинга как способа систематической разраб. того, что, пользуясь терминологией Баркера, можно назв. новыми поведенческими сеттингами.
Ключевой проблемой экологической психологии является исследование индивидуального и группового экологического сознания.
Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Экологическое сознание можно определить как сознание, которое охватывает наши представления, способы обращения, сферу деятельности, желанием ожидания, которые касаются окружающей естественной среды. Важнейшие элементы экологического сознания: 1. осознание ограниченности природы, интегральной частью которой явл. человек; 2. осознание необходимости отказа от доминирования человека над природой и необходимости установления динамического равновесия между естественными системами и человеческой системой; 3. осознание экологического кризиса как общественного кризиса; 4. осознание глобального характера экологического кризиса; 5. осознание необходимости решения экологического кризиса; 6. осознание необходимости разработки глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизнь; 7. осознание существования социальных сил, их способности к общению и способности предусмотрение динамического развития общества.
Другие статьи:
Классификация ЗПР
Детские неврологи (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981) ввели понятие неспецифической, или доброкачественной, задержки развития, которая обусловлена замедлением темпа созревания морфо-функциональных структур головного мозга, и специфическо ...
Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий у
специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью
Еще один важный вопрос - предупреждение эмоционального напряжения (стресса). Эмоции крайне разнообразны по своим качествам: в одних случаях они мобилизуют духовные силы для преодоления трудностей, помогают справиться с непосильными задача ...
Гуманитарный подход
Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей - К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соот ...