Понятие памяти
Под памятью понимают свойство живых систем воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действующих раздражителей. Иными словами: в результате жизнедеятельности, обучения организм (человек, животное) изменяется, иначе реагирует на те же раздражители, что является наличием следов обучения – памяти.
Объем памяти, длительность и надежность хранения информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций возрастают в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клеток мозга – нейронов и усложнения его структуры.
Память характерна не только для центральной нервной системы; существует генетическая память, иммунная память. Нервная память, осуществляемая центральной нервной системой, характеризуется тем, что хранение информации о прошедших событиях внешнего мира и об ответных реакциях организма на эти события используется организмом для построения модели текущего или будущего поведения.
«Запись» информации, которая хранится в центральной нервной системе, получила название энграммы. Хотя слово «запись» здесь весьма условно. Мозг человека отбирает, сортирует и хранит лишь наиболее важную, общую информацию, т.е. память человека селективна.
Свойство избирательности, равно как и свойство забывания, позволяют мозгу не быть «затопленным» потоком непрерывно поступающих сигналов, избегая своего рода «информационной катастрофы». Отсюда следует, что храниться в мозге может не более 1% от общего потока информации.
Природа энграммы неизвестна, о ней существуют лишь гипотезы, основанные на противоречивых данных. По всей видимости, появление информационного отпечатка происходит за счет изменения электрических свойств нейронов и проницаемости синаптических мембран с последующим включением ферментных систем и изменением интранейронального метаболизма.
При нейрофизиологическом исследовании основ памяти различают собственно механизмы памяти и регуляторные механизмы памяти, к которым относятся эмоции. Хотя поскольку память является интегральным целым (несмотря на многоуровневый характер: клеточный, молекулярный), аппарат эмоций может запускать в действие тот или иной уровень, включать деятельность тех или иных специализированных нейронов. При этом эмоциональная память включает память не только о самом состоянии эффекта, но и о системе запуска.
Другие статьи:
Возможные направления психологической работы по проблеме воспитания мужчины
как будущего отца
В связи с полученными в ходе исследования результатами, наши рекомендации будут сосредоточены на том, чтобы люди, проживающие в определенном обществе, не ссылались на существование гендерных стереотипов и семейных ролей, а выполняли работ ...
Половое воспитание как фактор обретения идентичности
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои ...
Потребительский эриксоновский гипноз: предпосылки и развитие
Рефлексия аннигилирует индивидуальный гомеостаз, о чем и писал А. Маслоу в своей работе "Мотивация и личность". Акцентуированная личность отталкивает материалистический гендер, таким образом, стратегия поведения, выгодная отдель ...
