Методологические подходы Дж. Гибсона в экологической психологии
Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в "физическом мире", а в "экологическом мире". "Физический мир" это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. "Экологический мир" это тот мир, который только, в принципе, и может реально восприниматься субъектом мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д.
Методологические особенности экологического подхода Дж.Гибсона. Для его подхода характерны две важнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "экологическую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, "экологических" условиях.
Основные категории экологического подхода Дж.Гибсона: "экологический мир" (окружающий мир), субъект, возможность, взаимодополнительность и др.
Задачей экологического подхода Дж.Гибсона является разработка психологии "человека в экологическом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире".
Экологическая психология (психология среды) - междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия.
Исследования в области экологической психологии приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы: 1) исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития; 2) выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу; 3) анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.); 4) разработка психологических средств пропаганды (см. Психология пропаганды), ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.
Другие статьи:
Причины возникновения межгрупповых проблем
Конфликт – столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, мнений. В результате любой деятельности конфликты возникают сами собой и абсолютно неизбежны. Некоторые из конфликтов, которые возникают между группами, порождаются ...
«Коллективный генезис: предпосылки и развитие»
Ассоцианизм семантически понимает конфликтный импульс в силу которого смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Л.С. Выготский понимал тот факт, что онтогенез речи традиционно выби ...
Темперамент
Темперамент - врожденные особенности человека, прежде всего нервной системы, которые обуславливают динамические характеристики, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, приспособления к окружающей среды.
Типы:
Меланхолик - ...