Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации

Материалы » Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации » Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации

Страница 1

Очевидно, что изучение данного процесса представляет собой самостоятельную научную проблему. При этом осуществление необходимого анализа последствий влияния на личность опыта Интернет-коммуникации вне опасности односторонне-негативной трактовки данного процесса как деструктивного невозможно без изучения как технически обусловленной специфики опосредованного компьютером общения, так и смысловых детерминант обращения субъекта к межличностному взаимодействию в виртуальной среде.

Характеристики межличностного взаимодействия в Сети, отличающие его от "естественных" контактов, определяются техническими ограничениями, изменяющими привычные параметры коммуникативного пространства. Традиционно к их числу относят невидимость собеседников (в большинстве случаев), возможность анонимного общения, преимущественно текстовый формат сообщений, преодоление пространственной разнесенности, изменение привычных временных циклов, безопасность, высокий уровень контроля над ситуацией. В большинстве научных публикаций перечисленные черты рассматриваются как автономные свойства виртуальной реальности – вне учета "человеческого" фактора, то есть мотивационно-смысловых детерминант, обусловливающих обращение личности к "виртуальному" общению. Эта методологическая установка закономерным образом приводит исследователей к констатации патологического характера Интернет-взаимодействия, иллюстрацией чему служит распространенная теория Интернет-зависимости.

С опорой на методологические принципы исследования личности и деятельности, разработанные отечественными психологами, нами было предложено альтернативное объяснение субъективной привлекательности "виртуального" общения, в основание которого легла теория значимого отношения. По нашему мнению, активное вовлечение личности в виртуальное взаимодействие обусловлено не наличием у неё психопатологических отклонений, а потребностью в завязывании и поддержании значимых отношений с другими людьми. Указанные ранее черты Интернет-коммуникации облегчают реализацию данной потребности субъектам затрудненного "естественного" общения. Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено онлайновое исследование, в котором приняли участие пользователи наиболее посещаемых чатов Рунета, а также популярных местных чат-ресурсов. Всего в исследовании приняли участие 284 посетителя чатов из тридцати городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Диагностический пакет включал в себя шесть методик: полуструктурированное интервью, методику исследования значимых отношений А.А. Кроника, опросник межличностных отношений В. Шутца, тест – опросник MMPI (в адаптации В.Ф. Березина), модифицированную методику семантического дифференциала, методику диагностики типологий психологической защиты Г. Келлермана и Р. Плутчика, шкалу Интернет-зависимости К. Янг. Для обработки количественных данных нами применялись методы математической статистики.

Проведенное исследование позволило выделить три группы пользователей чатов, различающихся по своим индивидуально-психологическим особенностям, но в равной степени отличающихся затрудненностью непосредственного общения ("тревожные интроверты", "звезды", "нонконформисты"). Данные опросника В. Шутца выявили противоречия в структуре межличностных потребностей (стратегий) "чатников": при общей ориентации "к людям" посетители чатов характеризуются низким принятием ответственности как за собственные действия, так и за действия других людей, а также отличаются контрастными значениями выбираемой межличностной дистанции - крайней дистанцированностью и избирательностью, или, напротив, неразборчивостью в установлении отношений аффилиации. Интернет-зависимыми согласно критериям К. Янг могли быть названы лишь 5% опрошенных, при этом была выявлена достоверная обратная статистическая зависимость между выраженностью "аддиктивной" симптоматики и "стажем" общения в чате. Данный факт согласуется с предположением Дж. Грохола о том, что "Интернет-зависимость" является временным эффектом освоения субъектом возможностей виртуальной реальности ("эффект новизны"). Ярко выраженного преобладания какого-либо из защитных психологических механизмов по результатам опросника Г. Келлермана и Р. Плутчика у "чатников" также отмечено не было, однако применение критерия χ-квадрат позволило выявить отрицательную связь между показателем Интернет-аддикции и шкалой вытеснения.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Мир вокруг
Увлечения у подростков составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами – с другой. В отличие от влечений, хобб ...

Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родите ...

Периодизация развития субъекта труда в зарубежной психологии
На Западе хорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера, включающая следующие этапы: Этап роста (от рождения до 14 лет), когда происходит развитие основных интересов и способностей. Этап исследования своих сил и ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru