Три функции речи
В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции. В первом случае речь выступает как устная речь: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором – речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с нагляднообразными и моторно-действенными компонентами, а в третьем – перед нами письменная речь, овеществленная в графических символах и знаках.
Действительно, маленький ребенок в конце первого года жизни произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства при взаимодействии с окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет – и с другими детьми.
Появление первых слов сразу же оказывает внутри индивидуальный эффект. Даже самые примитивные ранние вербализации детей перестраивают их чувственный опыт, позволяют достичь более высоких и качественных специфических уровней обобщения, что в свою очередь влияют на дальнейшее развитие речи.
Психологи выделили в качестве первого этапа внешнюю (диалогическую) речь ребенка. Второй этап составляет эгоцентрическая (монологическая) речь с особым, воображаемым собеседником. И лишь на третьем этапе, к концу дошкольного возраста, речь ребенка может полностью протекать целиком во внутреннем плане.
Использование письменной речи для приобщения к общечеловеческой копилке информации начинается в лучшем случае в самом конце дошкольного детства, а истинное овладение этой функцией завершается далеко за пределами дошкольного возраста.
Анализ психологической литературы позволил психологам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни проходит в три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще не умеет понимать речь окружающих взрослых и не умеет говорить сам, по здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Таким образом, различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка с взрослыми.
I этап – потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.
II этап – нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
III этап – нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству с взрослыми, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослыми важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.
IV этап – потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладение детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым. Это позволяет малышу использовать их как руководство в своих поступках.
Развитие общения в качестве целостной деятельности рассматривается нами как смена качественно своеобразных форм, характеризующихся особым содержанием потребности ребенка в общении с взрослым, характером ведущего мотива и преобладающими средствами общения, а также датой возникновения на протяжении дошкольного возраста и местом в системе жизнедеятельности ребенка.
Другие статьи:
Социальная ситуация развития
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. ...
Дифференциальная психофизиология профессионала: гендерный аспект
Лица мужского и женского пола предъявляют к профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источник удовлетворения разных потребностей. По данным Л.А.Головей, от 9-го к 11-му классу у юношей существенн ...
«Социометрический стимул: методология и особенности»
Компульсивность жизненно иллюстрирует латентный бихевиоризм, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Как отмечает Жан ...