Гендерные особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Некоторые авторы, отечественные и зарубежные, уделяли немало внимания проблеме тревожности в детском возрасте.
Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают ряд приемов, например «приятное воспоминание», где школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения для расслабления мышц лица.
Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы.
А.М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы:
-Программа для детей, поступающих в школу.
-Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
-Программа по развитию уверенности в себя и способности к самопознанию.
Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.
Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке « Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.
Доктор психологии Мэри Аворд (США) представила комплекс упражнений для мышечной релаксации. Техника работы с детьми включает в себя как физическое напряжение, так и визуализации.
Психологи Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена разработали тест тревожности, цель которого-исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми.
В своей работе я использовала следующие методики: диагностическое задание психологов Р. Тэммла, М. Дорли «Тест ситуативной тревожности», упражнения на релаксацию мышц М.И. Чистяковой и Мэри Аворд.
В последнее время вопросы диагностики и коррекции тревожности приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детской тревожности.
- Природа и генезис детской тревожности
- Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
- Способы коррекции детской тревожности
- Заключение
Другие статьи:
Соотношение мышления и речи
Для Шлейхера язык есть "мышление, выраженное звуками", "язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления", "язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений, понятий, и суще ...
Общее понятие тревожность
Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и другие. ...
Глазные ключи доступа
Как мы уже выяснили в НЛП решающее значение имеет то, какова стратегия восприятия мира человеком. С учётом этого важную роль среди технологий НЛП играют так называемые «глазные ключи доступа» – способ понимания внутренней стратегии воспри ...