Взгляды Рональда Лейнга

Страница 2

"Только экзистенциальная мысль попыталась охватить изначальный опыт "себя" во взаимоотношениях с другими в "своём" мире, термином, адекватно отражающим целостность. Так, экзистенциально, concretum рассматривается как человеческая экзистенция, его бытие-в-мире" [15, С.15].

Лейнг следует идее того, что у каждого из нас есть свой собственный мир, происходящий из особенностей нашего восприятия и опыта. И чтобы понять человека, надо понять его собственный мир.

"Все мы знаем из личного опыта, что мы можем быть самими собой лишь в нашем мире и посредством его, и поэтому имеют смысл слова, что "наш" мир умрёт вместе с нами, тогда как этот мир останется и после нас" [15, С.15].

"Задачей экзистенциональной феноменологии является выявление того, что же представляет собой "мир" другого и способ его существования в этом мире" [15, С.25].

И в этом процессе важно не подменить "мир другого" системой своих собственных мнений.

"Нужно скорее уметь ориентироваться в личности как в схеме вещей другого, чем видеть в другом лишь объект внутри своего собственного мира, то есть в тотальной системе своих собственных означений. Должно суметь переориентировать себя без предубеждения относительно того, кто прав и кто не прав. Способность добиться этого является абсолютной и несомненной предпосылкой для работы с психически больными людьми" [15, С.26].

Но добиться этого – не простая задача.

"Наше видение другого зависит от нашего желания собрать все силы каждого аспекта нашего Я в акте понимания. Представляется также, что нам необходимо ориентировать себя в отношении к этой личности таким образом, чтобы оставлять для себя открытой возможность её понимания. Искусство понимания наблюдаемых нами аспектов индивидуального бытия, как выявляющих способ существования-в-этом-мире индивидуума, требует от нас соотнесения его действий с его способом осознания ситуации, в которой он находиться совместно с нами" [15, С.37].

"Терапевт должен быть достаточно пластичным для того, чтобы переместиться в незнакомый и даже концептуально чуждый ему мир. В этом акте он, переступая через своё здравомыслие, извлекает свои собственные психотические возможности. Только таким образом он может прийти к пониманию экзистенциальной позиции пациента" [15, С.39].

И достигнув этого, терапевт становится способным понимать в поведении своих клиентов явления, недоступные пониманию "нормальных" людей.

"Большинство людей воспринимают как "реально" истинное лишь то, что имеет отношение к грамматике или миру природы. Человек утверждает, что он "мёртв", хотя он есть живой. Однако его "истина" состоит в том, что он мёртв. Он выражает это, возможно, единственным способом, который позволяет ему здравый (то есть общепринятый) смысл. Он имеет в виду, что он "действительно" и "абсолютно" мёртв, а не только символически, или "в смысле", или "как будто бы", и серьёзно стремится сообщить нам эту истину. Однако цена, которую необходимо заплатить за переоценку общепринятой истины подобным образом, - это "быть" сумасшедшим, поскольку единственно реальной смертью, которую мы признаём, является биологическая смерть" [15, С.45-46].

Жёсткой критике Лейнг подвергает распространение на человеческую индивидуальность биологических и механистических теорий, лишающих человека его личности - того, без чего человек становится лишь тенью самого себя.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Основы понимания духовного кризиса
На мой взгляд, основы понимания духовного кризиса в западной психологической науке были заложены американским философом и психологом Уильямом Джемсом (1842 – 1910). Его книга "Многообразие религиозного опыта" [12] - это классиче ...

Экологический подход в психологии
Экологический подход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуума рассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к-ром они совершаются, включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. в о ...

Психологические особенности интернет-зависимой личности
По данным мониторинга аудитории интернета в России в 2000 году аудитория интернета от 18 лет и старше составляла 6,6 млн. человек, в 2009 году, взрослая аудитория интернета возросла до 22%, то есть составила примерно 25 миллионов человек. ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pclever.ru