Реализация музыкальных способностей в различных культурах
Историческая несомненность существования не единой и общей для всех наций и народов, классов и социальных групп культуры, а множества своеобразных культур с их субкультурами лишает какого бы то ни было научного значения положения о том, что представители разнообразных культур якобы имеют равные возможности, когда они реализуют свои способности в творчестве. Понадобилось немало экономических, идеологических и политических потрясений, чтобы роль национальных культур стала осознаваться и учитываться. Особенности культуры проникают не только в психологическое содержание методик творческого воспитания, культура сказывается и на самой процедуре реализации творческого потенциала человека.[8]
Ценности и нормы этнической микрокультуры находятся в противоречии с ценностями макрокультуры.
Рассмотрим особенности национальной культуры Франции. Так как нас в рамках данной работы интересует музыкальная культура, то будем исходить из того, что французские песни очень разнообразны. Они повествовательны, лиричны, печальны, шуточны, описательны, галантны. Характерно многообразие проявлений французской «шансон». Эти мелодии отличаются яркостью, свежестью, запоминаемостью. Они, как правило, в большей ил меньшей степени родственны народным песням. Музыкальная основа народопесенных жанров Франции в высшей степени разнородна. В качестве развития творческого потенциала французов служит национальное самосознание, глубокие чувства патриотизма к родной стране.
Испания выдвинула большое количество музыкальных деятелей. Творчество выдающихся композиторов Испании основывалось на народной песне и танце. Именно потому, что музыкальное искусство Испании было создано народом, оно получило большую силу и смогло благодаря этому выйти за пределы страны и распространиться по другим странам.
Что касается реализации творческих способностей в музыкальном воспитании детей, то в Испании развита вокальная полифония. Но больше всего ценно народное творчество и реализм.
Культура Америки. В определенном смысле, подлинная американская культура – это культура коренных американцев, хотя многие специалисты по этнографии и психологии видят в них одно из этнических меньшинств, являющихся частью культуры большинства.
Термин афро-американская, или «черная», культура относится не к цвету кожи, а к общему культурному наследию. Его корни – в истории Америки, которая начиналась с рабства, дискриминации и страданий, ограничениях во многих правах, исключения из многих сфер культурной жизни. Бедность школ и, соответственно, низкий уровень образования препятствует раскрытию творческого потенциала. Поскольку школа не дает достаточных навыков для развития творческих способностей афро-американских детей, то они получают их на улице. На сегодняшний день нам известна музыка «черных» - рэп, или уличная музыка.
Для азиатской культуры традиционны трудолюбие, сильные семейные узы, глубокое почтение к образованию, а также другие ценности, которые становятся залогом успеха в любой области науки и искусства.
Что касается немцев, то немецкий народ – один из музыкальнейших народов мира. На протяжении XVIII – XIX веков Германия выдвинула целую плеяду классиков, чье искусство сыграло громадную роль в последующем развитии немецкой и мировой культуры. Немало напевов, звучавших в походе, в битве, на отдыхе было заимствовано из народного творчества, закрепилось в музыкальном быту широких слоев населения деревни и города и влило свежие интонации в немецкий музыкальный быт.
В последние годы задача выявления и развития талантливых детей определена как приоритетная, хотя об успехах говорить рано. В Германии, например, это объясняется особыми причинами. Еще в недавнем прошлом, при нацизме, в Германии усиленно пропогандировалась теория о неравенстве рас, об «элитарности», особой исторической миссии германской расы, призванной повелевать другими, «низшими» расами.[9]
В этих условиях воспитание «сильной личности», истинного арийца было основной целью всех учебных заведений.
Если исходить из марксистского учения, согласно которому «человека создал труд», то личность молодого человека соответственно должна формироваться в процессе учебы. При Сталине были строго запрещены все тесты на проверку уровня интеллекта. Георг Люкач, один из наиболее образованных и здравомыслящих философов-марксистов, критически относился ко всем попыткам сталинистов доказать разумность и справедливость уравнительного подхода. Он, не скрывая иронии, говорил, что «талант уже есть отклонение от нормы». Изменения, происшедшие в жизни общества после смерти Сталина, не могли не сказаться на системе народного образования. В Советстком Союзе и других социалистических странах стали открываться школы для особо одаренных детей.
Другие статьи:
Закономерности развития детей с задержкой психического развития в дошкольном
возрасте
Важной особенностью дошкольников с задержкой психического развития является то, что чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чег ...
Понятие коммуникативной компетентности
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [6].
В ...
Типы темперамента
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Я. Стреляу определяет их таким образом [18, с. 18].
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у ...