Изучение проблемы мотивационной сферы человека в науке

Материалы » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Изучение проблемы мотивационной сферы человека в науке

Страница 1

Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись.

Психология мотивации формировалась на протяжении нескольких десятилетий и представляет собой совокупность разнообразных взглядов, которые исходят из таких областей как экспериментальная психология научения, социальная психология, психология личности, глубинная психология и клиническая психология.

Проблема изучения мотивационной сферы затрагивалась во всех направлениях теории личности, разработанных такими учёными как 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Эриксон, Б. Скиннер, А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс и др.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека 3. Фрейд, У. Макдауголл, И.П. Павлов и др. Выделялись разные потребности Г. Марей.

Одной из фундаментальных теорий мотивации человека является концепция иерархии потребностей А. Маслоу. Он полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Автор описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и её, ещё одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

А. Маслоу предложил классификацию человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:

1. Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение и др.

2. Потребности в безопасности: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности.

3. Потребности в принадлежности и любви: принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.

4. Потребности уважения (почитания): компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет.

5. Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота.

7. Потребности в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше потребность появится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По А. Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Автор допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьёзные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Некоторые люди могут создать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей А. Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворятся, человек вернётся на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детей
Воспитание детей - сложное, но в то же время благодарное занятие. Исследовательница Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление ...

Особенности формирования личности младших школьников с нарушениями интеллекта
Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопрос ...

Общая характеристика детско-родительских отношений
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Первым научным направлением, изучающим детско-родительские отношения, был классический психоанали ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru