Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии
допрофессионализм (человек работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);
профессионализм (человек-профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);
суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме»- вершина профессиональных достижений);
непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);
послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
А.К.Маркова выделяет более конкретные этапы освоения профессии:
1) адаптация человека к профессии;
2) самоактуализация человека в профессии (приспособление к профессии- «выработка индивидуальной профессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);
3) гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства»- по Е.А.Климову);
4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества;
5) этап освоения свободного владения несколькими профессиями. Специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится тем, что Е.А.Климов называет «наставник»;
6) этап творческого самоопределения себя как личности. Он предполагает, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы.
По мнению А.К.Марковой четвертый, пятый и шестой – это этапы супер профессионализма [4, с.49-54] .
Другие статьи:
Исследование волевых свойств личности школьника
Проблема воли школьника интересовала многих советских психологов старшего поколения (К.Н. Корнилов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов, А.В. Веденов, Ю.А. Самарин, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Позднее исследованием во ...
Типы темперамента
Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Я. Стреляу определяет их таким образом [18, с. 18].
Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у ...
Аутоагрессия как личностная проблема подростков
С точки зрения современных психологических теорий, аутоагрессивное поведение является проекцией агрессии на собственную личность. Аутоагрессия проявляется в различных формах, в частности — в форме самоуничтожающего поведения (пьянство и а ...