Особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников

Страница 5

Основные направления педагогического воздействия на общение школьников

Одним из важнейших условий эффективности воспитательных влияний коллектива является такая организация его жизнедеятельности, которая предоставляет максимальные возможности для общения школьников и способствует ему.

Влияние на общение школьников относится к той группе педагогических воздействий, которые адресованы не отдельному ученику, а определенным общностям учащихся — от школьного коллектива до приятельских групп. Организация общения не есть нечто обособленное от всего процесса воспитания, от содержания воспитательной работы и от организаций всей жизнедеятельности коллектива, напротив, она является органической частью этих процессов.

Педагогическое руководство общением эффективно в том случае, когда школьник становится субъектом жизнедеятельности коллектива и субъектом общения. Чтобы это произошло, жизнедеятельность коллектива должна пробуждать у школьника стремление и создавать возможности для удовлетворения его потребностей в эмоциональном контакте и в уединении (естественно, не полностью, но в такой мере, которая обеспечивает определяющее влияние коллектива на общение учащихся). В тех школах, где проводилась специальная опытно-экспериментальная работа по организации общения учащихся, система воспитательной работы, своей основе строилась на общих для всех принципах. Особенностями же этой системы, которые создавали благоприятные возможности для организации общения, были следующие: воспитательная работа представляла собой теоретически обоснованную и целенаправленно формируемую педагогами систему. Эта система строилась на основе организации ведущих сфер жизнедеятельности школьников и включала в себя педагогическое управление, самоуправление и самоорганизацию учащихся в процессе жизнедеятельности классных и школьного коллективов. Жизнедеятельность школьников предоставляла большие возможности для коллективного, группового и индивидуального творчества. Воспитательная система сочетала в себе одновозрастные (по классам) и межвозрастные (всего школьного коллектива) формы организации жизнедеятельности. Все содержание учебно-воспитательной работы школы потенциально является основой содержания общения школьников. Однако актуализация этих возможностей происходит в том случае, если педагоги, с одной стороны, возбуждают у школьников интерес к содержанию жизнедеятельности коллектива, желание активно общаться с товарищами, а с другой — делают это содержание настолько привлекательным, чтобы оно давало пищу для размышлений и возбуждало у учащихся стремление осмысливать мир, себя, свои отношения с окружающими и т. д.

(Важным способом актуализации того или иного содержания в жизнедеятельности коллектива является подача его школьникам в виде проблемы или задачи, требующей их решения.) Для этого в нем отбираются наиболее информативные "элементы, которые выстраивают в виде ряда альтернатив, или альтернативность включается во внутренний план каждого элемента. Такая подача содержания предполагает общение учащихся между собой для поиска решения проблемы, актуализирует присущую мм потребность в эмоциональном контакте и дает возможность ей осуществиться в процессе предлагаемой жизнедеятельности. Этот способ довольно эффективен в сферах познания, общественно-политической и общественно полезной деятельности учащихся». Эффективен и другой способ актуализации содержания жизнедеятельности — придание ему субъективной значимости: для коллектива, группы или личности? Для этого в предлагаемом содержании делается акцент нa тех сторонах, которые делают его субъективно значимым для конкретного коллектива или группы. При этом педагог может ориентироваться на возрастные особенности членов коллектива, либо на преобладающие в нем интересы, либо На переживаемый им период развития. Для конкретного школьника содержание жизнедеятельности станет значимым, если он ощущает возможность решения в ней индивидуальных задач и проблем (нахождение благоприятной позиции в коллективе, реализация своих интересов, увлечений и т. д.). [11, 98с.].

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи:

Диагностика интеллекта - история и современность
В возрастной и педагогической психологии особое внимание уделялось проблемам развития мышления учащегося. Однако в психологическом инструментарии диагностика особенностей мышления уступает место более разработанной проблематике тестировани ...

Роль микросоциальных условий в формировании самоотношения учащихся старших классов с задержкой психического развития
Проблема самосознания личности и его структурных компонентов является одной из самых актуальных и сложных проблем современного социально-гуманитарного знания. Столь большое значение проблемы обусловлено, прежде всего, тем фактом и местом, ...

Стоит ли стремиться к «свободе от страданий»
Если вспомнить наш вывод, что под водительством крепкой веры в себя страх может стать полезным спутником и даже повысить качество жизни, то, пожалуй, более всего поражают люди, лишенные (в том числе и искусственно, например под влиянием н ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru