Семья и ее влияние на формирование личности ребенка

Материалы » Семья и ее влияние на формирование личности ребенка

Страница 3

– семьи с родными детьми,

– смешанные семьи (где воспитываются дети от разных браков)

– семьи с приемными детьми

– опекунские семьи (где оформлено опекунство взрослых над детьми).

Педагогические установки родителей

Понятие педагогической установки родителей означает выбор ими определенного подхода к воздействию на детей с целью их воспитания, готовность действовать, общаться, проявлять чувства именно определенным способом.

В это понятие включаются

– ценности и идеалы, которые родители исповедуют в воспитании,

– отношение родителей к детям,

– выбор средств и способов воздействия на ребенка.

Исходя из собственных педагогических установок, сложившихся в процессе

– личного развития,

– общения со своими родителями,

– общественного воздействия

– и других факторов.

Родители реализуют определенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется и реализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.

Выделяют следующие стили:

· эголитарный стиль воспитания существует в семьях, где родители и дети на равных участвуют в принятии решения, а роли в семье не дифференцируются;

· демократичный стиль позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всей семьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но должен сообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;

· в семье с разрешающим стилем воспитания ребенок занимает наиболее активную позицию в принятии решения;

· авторитарный — характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие в обсуждении, но решение остается за лидером в семье. При этом у ребенка вырабатывается привычка беспрекословного подчинения;

· автократичный — когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения по проблеме, которая его касается;

· попустительский стиль, где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;

· игнорирующий стиль, где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть не участвуют в жизни детей.

Проявляется стиль семейного воспитания в позиции родителей по отношению к детям, которую характеризуют типы родительского отношения:

– сотрудничество (баланс любви, уважения, требовательности);

– опека (освобождение ребенка от проблем, трудностей и требований);

– невмешательство (предоставление максимума самостоятельности, независимости и свободы);

– диктат (жесткое введение родителями своих требований и правил в жизнь ребенка).

В рассмотренных характеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям (принятие — отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведением ребенка.

Некоторые ученые выделяют несколько иные модели родительских отношений, опираясь на сочетание требовательности и ответственности в отношении взрослых к ребенку.

В зависимости от стиля семейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьи выбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие стили родительского поведения, само название которых отражает сущность позиции родителя в различных ситуациях взаимодействия с ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный, автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный.

Безусловно, в реальной жизни, в многообразии ситуаций взрослые осуществляют несколько вариантов родительского поведения, однако довольно часто некоторые стили бывают типичными в поведении родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность
Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Между тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов "поощрение" "наказание" лишь ...

Развитие словаря и грамматического строя речи
Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка – это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правило соеди ...

Агрессивное поведение
Агрессивное поведение является одной из форм человеческой активности. Под агрессией обычно понимают деструктивное межличностное взаимодействие [1, с. 192]. В своих трудах К. Лоренц писал, что "для обывателя понятие агрессии связано ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pclever.ru