Семья и ее влияние на формирование личности ребенка
– семьи с родными детьми,
– смешанные семьи (где воспитываются дети от разных браков)
– семьи с приемными детьми
– опекунские семьи (где оформлено опекунство взрослых над детьми).
Педагогические установки родителей
Понятие педагогической установки родителей означает выбор ими определенного подхода к воздействию на детей с целью их воспитания, готовность действовать, общаться, проявлять чувства именно определенным способом.
В это понятие включаются
– ценности и идеалы, которые родители исповедуют в воспитании,
– отношение родителей к детям,
– выбор средств и способов воздействия на ребенка.
Исходя из собственных педагогических установок, сложившихся в процессе
– личного развития,
– общения со своими родителями,
– общественного воздействия
– и других факторов.
Родители реализуют определенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется и реализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.
Выделяют следующие стили:
· эголитарный стиль воспитания существует в семьях, где родители и дети на равных участвуют в принятии решения, а роли в семье не дифференцируются;
· демократичный стиль позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всей семьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но должен сообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;
· в семье с разрешающим стилем воспитания ребенок занимает наиболее активную позицию в принятии решения;
· авторитарный — характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие в обсуждении, но решение остается за лидером в семье. При этом у ребенка вырабатывается привычка беспрекословного подчинения;
· автократичный — когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения по проблеме, которая его касается;
· попустительский стиль, где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;
· игнорирующий стиль, где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть не участвуют в жизни детей.
Проявляется стиль семейного воспитания в позиции родителей по отношению к детям, которую характеризуют типы родительского отношения:
– сотрудничество (баланс любви, уважения, требовательности);
– опека (освобождение ребенка от проблем, трудностей и требований);
– невмешательство (предоставление максимума самостоятельности, независимости и свободы);
– диктат (жесткое введение родителями своих требований и правил в жизнь ребенка).
В рассмотренных характеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям (принятие — отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведением ребенка.
Некоторые ученые выделяют несколько иные модели родительских отношений, опираясь на сочетание требовательности и ответственности в отношении взрослых к ребенку.
В зависимости от стиля семейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьи выбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этом случае выделяются следующие стили родительского поведения, само название которых отражает сущность позиции родителя в различных ситуациях взаимодействия с ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный, автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный.
Безусловно, в реальной жизни, в многообразии ситуаций взрослые осуществляют несколько вариантов родительского поведения, однако довольно часто некоторые стили бывают типичными в поведении родителей.
Другие статьи:
Стили родительского воспитания и их влияние на
развитие детей
Воспитание детей - сложное, но в то же время благодарное занятие. Исследовательница Баумринд, изучавшая в начале шестидесятых годов ХХ века различные стили воспитания, пришла к выводу, что они различаются по четырем параметрам: проявление ...
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот пери ...
Формирование зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста
Анализ психологической литературы позволяет нам условно выделить основные линии развитии памяти в дошкольном детстве: становлении различных видов памяти, совершенствование непроизвольной памяти, появление и развитие произвольной памяти, о ...