Естественнонаучное обоснование нравственности

Материалы » Расширяющееся сознание и нравственность » Естественнонаучное обоснование нравственности

Страница 2

Моральные требования будут расти, но "при всем желании не видно каких-либо селективных преимуществ, которые хоть один человек сегодня мог бы извлечь из обостренного чувства ответственности или из добрых естественных наклонностей. Скорее следует серьезно опасаться, что нынешняя коммерческая организация общества своим дьявольским влиянием соперничества между людьми направляет отбор в прямо противоположную сторону" (Там же. - С.246 - 247).

У человека нет естественных механизмов убийства себе подобного и поэтому нет, как у волков, инстинкта, запрещающего убийство представителя своего вида. Но человек выработал искусственные средства уничтожения себе подобного и параллельно развились в нем как средство самосохранения искусственные механизмы, запрещающие убийство представителя своего вида. Это и есть нравственность, которая является социальным эволюционным механизмом.

Но социальная этика - только первая ступень нравственности. Человек ныне создал искусственные средства, позволяющее ему уничтожать всю планету, что он успешно и делает. Если человек будет продолжать истреблять населяющие Землю виды животных и растений, то в соответствии с основным законом экологии - науки о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой - уменьшение разнообразия в биосфере приведет к ослаблению ее устойчивости и в конечном счете гибели самого человека, который не может существовать вне биосферы. Чтобы этого не произошло, нравственность должна подняться на новый уровень, распространяясь на всю природу, т.е. став экологической этикой, запрещающей уничтожение природы.

Такой процесс можно назвать углублением нравственности, во-первых, потому, что критерием нравственности является совесть, находящаяся в глубине человеческой души, и, стараясь прислушаться к этому внутреннему голосу, человек как бы погружается в самого себя. Вторая причина связана с появлением понятия "глубинной экологии", которая призывает человека к более бережному отношению к природе с позиций экологической этики, распространяющей моральные принципы на взаимоотношения человека с природой.

Экология углубляется в область нравственного. Модель "расширяющегося сознания" также имеет очевидное экологическое значение, что позволило говорить о расширении сознания в "глубинной экологии". Итак, от расширяющейся Вселенной к расширяющемуся сознанию и углубляющейся нравственности. Это не случайные параллели. Развитие Вселенной ведет к социальным изменениям - таков один из выводов, а именно этический, из современных концепций естествознания.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Нормативная память: методика и факторы, влияющие на её развитие
«С» – Нормативная память – формируется в результате взаимодействия «чувства вины» (Голоса Совести) и «экстатического наслаждения». Нормативная природа сознания формируется как в процессе прохождения всех стадий развития организма, так и в ...

Эмпатия и рефлексия
Существуют две формы познания — эмпатия — способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинако ...

Теория развития личности З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 гг.) - австрийский невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа. Он пришёл к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природ ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru