Понятие самооценки, ее сущность и виды

Страница 4

с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В

концепции Джемса представления об актуализации идеального Я

положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение — реальных достижений индивида к его притязаниям. Кто достигнет в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Психологическая модель самооценки (рис. 1) наглядно демонстрирует, что ее адекватное функционирование возможно лишь при условии достаточной сформированности основных структурных компонентов, таких, как целеполагание, идеальное Я, и рефлексия. Каждый компонент, во-первых, динамически связан с другими структурными образованиями самооценки и, во-вторых, проявляет себя специфическим образом. Так, свойственные личности на ранних этапах ее становления притязания на признание и определенная степень их насыщения способствуют формированию у индивида чувства самотождественности. Самотождественность совместно с притязаниями личности являются специфическими проявлениями целеполагания. Они не только обеспечивают развитие предпосылок образа идеального Я субъекта, но и в свою очередь обусловливают определенную их коррекцию. Содержание образа идеального Я опосредовано наличием системы эталонов и социокультурных образцов, которые во всем их многообразии представлены как в реально окружающем индивида социуме, так и в продуктах культуры. Избирательность эталонов и социокультурных образцов и их последующая интернализация представляют собой систему ценностных ориентаций субъекта, на основе, которой он осуществляет акты самокоррекции.

Рисунок 1. Психологическая модель самооценки.

Кроме того, благодаря реальному взаимодействию индивида с окружающими как носителями эмоционально привлекательных эталонов и знакомству с представленными в продуктах культуры социокультурными образцами, происходит становление позиции эмоциональной децентрации и развитие способности анализировать как ситуацию и причины ее возникновения, так и различные точки зрения на нее. Позиция децентрации и локус контроля отражают характер развития рефлексии, которая в свою очередь позволяет субъекту вносить существенные коррективы в содержательный аспект образа идеального Я и целеполагания. (рис.)

Различают следующие виды самооценок: общую и частную. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких компонентов, как «Я идеальное», «рефлексия» и «целеобразование». «Я-идеальное» служит источником формирования ценностных ориентации человека, раскрывающих представления о собственном будущем. Несовпадение реальных и идеальных качеств рассматривается как своеобразное противостояние «Я-идеального» и «Я- реального». В случае же их относительного сближения говорят об отсутствии цели для саморазвития. В дошкольном детстве данные компоненты находятся в стадии становления.

М.И. Лисина выделяет общую самооценку, т.е. представление отношения ребенка к себе, соответствует аффективной составляющей образа себя и проецируется в ядерную область его структуры. Основным его источником является общение с окружающими людьми. Когнитивная составляющая образа (знания и представления о себе — конкретная самооценка) проецируется преимущественно в периферическую область образа себя, а ее основным источником выступает индивидуальный опыт.

Итак, самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Забывание в различных психологических теориях
Память впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В настоящее время пользуются популярнос ...

Формирование зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста
Анализ психологической литературы позволяет нам условно выделить основные линии развитии памяти в дошкольном детстве: становлении различных видов памяти, совершенствование непроизвольной памяти, появление и развитие произвольной памяти, о ...

Дифференциальная психофизиология профессионала: гендерный аспект
Лица мужского и женского пола предъявляют к профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источник удовлетворения разных потребностей. По данным Л.А.Головей, от 9-го к 11-му классу у юношей существенн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru