Заключение
Детям характерен повышенный интерес к игровым элементам, через которые познают мир, поэтому на занятиях происходит развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и речи) с использованием игр и упражнений.
Игровая деятельность дает нужный эффект при соблюдении следующих условий:
– во-первых, занятия должны носить гуманный характер, преследовать благородную воспитательную и познавательную цель;
– во-вторых, при организации занятий необходимо учитывать возрастные, психолого-педагогические особенности различных детей
– в-третьих, воспитательное и образовательное воздействие игр зависит от самой организации и методики проведения, которая, в свою очередь, зависит от педагогического мастерства педагога-психолога.
В работе:
Дана характеристика познавательных процессов.
Выявлены особенности развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте.
Определено содержание игр и упражнений, обеспечивающих развитие познавательной активности младших школьников.
Подводя итоги эксперимента можно сделать вывод, что если вовремя с помощью внеклассных психологических занятий и упражнений в игровой форме развивать познавательные процессы младших школьников, то улучшатся внимание, память, мышление, речь восприятие, воображение.
Анализ методической литературы убеждает в том, что при развитии познавательных процессов учащихся необходимо учесть следующие условия:
– Активное и добровольное участие каждого ребёнка в предлагаемых заданиях и упражнениях, вызывать у учащихся интерес к выполнению.
– Развитие у детей чувства собственного достоинства и укрепление веры в себя, свои силы и возможности.
– Упражнения должны быть интересными и оптимальными для выполнения ребёнком и содержать задания творческого характера.
– Проведение занятий должно быть систематическим: два раза в неделю с каждой группой, по 25-30 минут.
– Группа, с которой проводится занятие, не должна включать детей только одного пола и по численности превышать 12 учащихся.
– Обязательным элементом занятия является рефлексия состояния учащихся, каждый учащийся должен высказать, что узнал нового на занятии.
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и выполнить задачи. Экспериментальным путём подтвердить состоятельность гипотезы, что позволило сделать следующие выводы:
Хорошо успевающие ученики обычно имеют достаточно высокий уровень развития психических познавательных процессов.
Благодаря анализу результатов исследования психических процессов выявлено, что учащиеся, имеющие более высокие показатели развития познавательных процессов в основном, имеют более высокую успеваемость.
Полученные знания в области развития психических познавательных процессов, будут использованы при написании рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работах, при подготовке к семинарским занятиям и родительским собраниям, в профессиональной и трудовой деятельности. Значимость работы заключается в применении полученных знаний и выводов на практике: в общеобразовательных учреждениях для улучшения усвоения знаний детьми и повышения продуктивности запоминания учебного материала.
[1] Маклаков, А.Г. Психические познавательные процессы. Хрестоматия — Серия «Учебник нового века» Учебник для студ. Вузов. СПб. Питер, 2005. — С.145
[2] Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. Учебное пособие. Ростов н. /Д.: «Феникс», 2005. – С. 42
[3] Крайг, Г. Психология развития Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: изд-во "Наука", 2006 – С. 118
[4] Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов под. ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2007. – С. 98
Другие статьи:
Эмоциональные отклонения у аддиктов
У большинства игровых аддиктов без объективных причин снижен общий фон настроения, что подтверждается наблюдениями и беседами с аддиктами и их близкими. Более того, настроение не улучшается и после игры на компьютере, а иногда и ухудшаетс ...
Основные мотивы нарушения супружеской верности
Первый среди них - угасание чувства, вытеснение его новым. По этой причине изменяют 7,2% мужей и 19,9% жен (здесь и дальше проценты от общего числа изменяющих, а не от всех семейных пар). Объяснение перевеса в сторону прекрасного пола, ду ...
Характеристика авторитарного типа
· Уместность авторитарности.
Авторитарность хороша тогда, когда во главе иерархии состоит душевно здоровый умный человек с достойными целями и богатым жизненным опытом. Такой лидер в силу своей опытности может взять ответственность за е ...