Основы экстремальной подготовки специалиста БЖД
Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке.
Одной из задач их выступает экстремальная подготовка, подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. Профессионалу, не прошедшему курс экстремальной подготовки, приходится на опыте приобретать умение действовать в экстремальных ситуациях, учиться на своих ошибках, которые могут дорого стоить и ему, и другим. Но молодой специалист, прошедший интенсивный курс за 6 месяцев, приобретает то, на что практику нужно 8—10 лет [5].
В психолого-педагогическом плане экстремальная подготовленность профессионала состоит из трех компонентов:
1. экстремальной обученности. Она в себя включает:
1) знания экстремальных ситуаций, с которыми придется встретиться, их особенностей, возможных трудностей и способов их преодоления;
2) навыки и умения качественно выполнять все обычные профессиональные действия, но при действии факторов, характерных для ожидаемых экстремальных ситуаций;
3) навыки выполнения особых действий, особых приемов, использования специальных средств и техники, которые применимы только в экстремальных условиях;
4) навыки групповых действий в экстремальных условиях;
5) опыт восприятия экстремальных факторов и преодоления психологических трудностей;
6) навыки и умения обеспечения личной безопасности;
7) умения учиться на опыте преодоления трудностей.
2. морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях.
Морально-психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях — это специфическая воспитанность профессионала, моральная устойчивость, обеспечивающие высокоморальное поведение в критических ситуациях. Ее компоненты таковы:
1) верность профессиональному долгу и нормам морали при любых испытываемых трудностях;
2) верность товарищескому долгу при действии в составе групп;
3) умение управлять собой в трудных условиях, мобилизовать силы и возможности, не теряться, не реагировать импульсивно во вред делу, другим и себе.
3. экстремальной развитости.
Экстремальная развитость — развитость качеств, обеспечивающих успех в экстремальных условиях:
1) волевых — целеустремленности, смелости, мужества, стойкости, решительности, бдительности, самообладания;
2) профессионально-психологической устойчивости — нормальной психологической переносимости всех экстремальных факторов, свойственных конкретной профессиональной деятельности, эмоциональной устойчивости, устойчивости к ответственности, риску и опасности, устойчивости к психическому напряжению и перенапряжению, психической работоспособности (способности длительно переносить психические нагрузки), способности выдерживать «борьбу нервов»;
3) особо развитых познавательных качеств: осмотрительности, быстроты мышления, его прогностичности, сообразительности, интуиции;
4) особо развитых физических качеств: физической выносливости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций [6].
Формирование этих компонентов относится к основным задачам экстремальной подготовки. Естественно, что в разных профессиях «набор» компонентов не одинаков. Его конкретная определенность при экстремальной подготовке отражается в ее содержании, тематическом плане и программе.
Экстремальная подготовка проводится в разное время и поэтому признаку различают:
1) предварительную подготовку, проводимую постоянно в системе профессионального образования и служебной подготовки;
2) непосредственную подготовку, проводимую перед самым началом действий в экстремальных ситуациях и заключающуюся в дополнительной доработке, доведении до совершенства необходимых для предстоящих действий навыков и умений, морально-психологического ориентирования и мобилизации тех, кто будет участвовать в них;
3) подготовку в ходе действий в экстремальных ситуациях. Ее необходимость и цель — быстрое устранение обнаруживающихся слабостей и отработка новых, более успешных приемов и способов действий, выявленных и оправдавших себя в ходе решения профессиональных задач [6].
Другие статьи:
Адаптация к школе: понятие, этапы, особенности
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родите ...
Теория развития личности З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 гг.) - австрийский невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа. Он пришёл к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природ ...
Взаимосвязь ценностей как фактор адаптации сотрудника
Ценностные ориентации являются одним из базовых образований личности, которые задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки своего и чужого поведения. Именно на основе системы персональных ценностей человек ст ...