Воображение
Воображение –
это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
По степени выраженности активности различают:
- активное воображение, которое характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:
· активное воображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:
- творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемое в оригинальных и ценных продуктах деятельности, является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества;
- воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.
· пассивно воображение образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, может быть:
- преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению;
- непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремном состоянии, во сне.
Воображение может проявляться в разных формах:
1. Мечты. Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты – отодвинутые во времени желания.
2. Грезы. Воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходи тот действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач.
3. Галлюцинации. Являются фантастическим видением, е имеющим почти никакой связи с действительностью. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного воображения, при котором человек воспринимает несуществующий объект.
4. Сновидения. К ряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся сновидения.
Приемы и способы процесса воображения:
1. Агглютинация – «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.
2. Акцентирование или заострение – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.
3. Гиперболизация и литота – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение.
4. Схематизация – сглаживание различий предмета и проявление черт сходства меду ними.
5. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Воображение различается у людей по нескольким признакам:
- яркости образов;
- степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;
- широте;
- произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче;
- типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек;
- устойчивости.
Функции воображения:
· Представление действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.
· Регулирование эмоциональных состояний.
· Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
· Формирование внутреннего плана действий.
· Планирование и программирование деятельности.
· Управление психофизиологическим состоянием организма.
Другие статьи:
Причины гендерных конфликтов и пути их преодоления
Гендерные конфликты и кризисы гендерной идентичности,
как внутриличностные проявления, присущие современным мужчинам и женщинам, являются теми феноменами, которые нередко попадают в поле зрения зарубежных и отечественных психологов и соц ...
Кризис 17 лет
Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, ...
Причины агрессивности
1. Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей.
2. Как выученное поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу.
Ребенок не становится агрессивным неожиданно. До о ...