Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
"Чьи следы на дороге в снегу?" - интересуется Даша Н. (5 лет 5 мес.) и на протяжении 30 мин рассматривает следы. Однажды увидела, как из норки выглянула мышь, очень удивилась, воскликнула: "Ой, мышка!" Присев на корточки,20 мин сидела рядом с норкой, заглядывала в нее, принесла печенье и положила около норки. На следующий день рисовала мышиную норку, строила для мышки домик.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.
Приведем пример.
Даша Н. (5 лет 5 мес.) любит рассматривать драгоценные камни в музее, которые "блестят, золотые и серебряные". С удовольствием смотрит исторические фильмы и балет, где много красивых платьев. Считает, что красивые девушки - это "в пышных длинных платьях, золотых и серебряных, бальных, ярких, с пышными рукавами". Рассматривает на улице выставки картин, восклицая: "Ой, как красиво", предпочитает пейзажу натюрморты. Любит розы в саду, особенно розовые, восторгается: "Ой, я их обожаю! Ой, какие нежные лепестки!" Постоянно отмечает краски в природе: "розовый закат", "сиреневый восход", любимый цвет - розовый, но определенного оттенка.
Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что "мама должна быть самой красивой, а у павлина самый красивый хвост.
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала:". Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий "красивое" и "некрасивое", "истинное" и "ложное", нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях".
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Другие статьи:
Школа – ведущий институт воспитания
Школа, как и родители, принимает огромное участие в формировании личности подростка и имеет большое значение в его жизни.
Вступление в отрочество несёт с собой - об этом никто, и спорить не будет - серьёзные перемены в отношении ребёнка ...
Основные методы профориентации
Информационно-справочные, просветительские методы:
профессиограммы
– краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более
компактные и пон ...
Социальная перцепция и межличностное понимание
Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел а ...