Техника преодоления кризисной ситуации

Материалы » Нейро-лингвистическое программирование » Техника преодоления кризисной ситуации

Страница 1

Эта техника применяется в рамках НЛП, когда человек уже использовал все возможности и не знает, какой сделать следующий шаг. Это может быть представлено словами: «Я не знаю, что делать дальше…», «У меня нет выбора…», «Я в тупике…» Иначе – когда человек не способен выбрать хоть какую-то цель, к которой он мог бы стремиться, и при этом понимает, что ему нужно что-то сделать.

1. Определите ситуацию, в которой существует проблема выбора или тупик.

2. Предложите клиенту вспомнить ситуацию в прошлом (в детстве), в которой предстояло сделать выбор, выбор был сделан, и, как оказалось в дальнейшем, успешно. Из точки «настоящее» на линии жизни определить, какой ресурс помог бы в прошлом сделать шаг вперёд, не создавая проблемы выбора, то есть какой ресурс тогда, в прошлом, помог бы прожить ту ситуацию само собою комфортно, не акцентируясь на проблеме или тупике.

3. Предложите клиенту наделить «себя» в прошлом надёжным ресурсом («заякорите» его), и, встав на точку «прошлое», сделайте шаг в «настоящее». Проведите «экологическую проверку»; если нужен ещё какой-либо ресурс, проделайте вновь шаг №2.

Шаги 2 и 3 научают человека тому, что:

– не бывает безвыходных ситуаций;

– «настоящее» – это «будущее» «прошлого», и оно как опыт зарождается в ситуации выбора;

– ресурс, нужный человеку, всегда находится в самом человеке.

Всё это проговаривается человеку в точке «настоящее» с обращением к «будущему» с настройкой на то, что всякое будущее обязательно станет настоящим и прошлым. Если в этот момент клиент даёт позитивные реакции (особенно это важно при суициде),– это хороший знак к тому, что появилась вера в разрешение проблемы.

4. Встав в точку «будущего» (спиной к «настоящему»), предложите определить, какие задачи будут стоять перед клиентом, какие планы он будет строить, какие перспективы он может для себя представить (клиент может начать сопротивляться, тогда используйте рамку «как бы»).

5. Из точки «будущее» (как «настоящее») определите, какие ресурсы нужны в «настоящем» (как «прошлом»), чтобы задачи и планы в будущем могли бы воплотиться. В метапозиции «якорите» ресурсы.

6. В точке «настоящее» проведите экологическую проверку.

7. Подстройка к будущему. Какой следующий шаг сделает клиент?

Упражнение: «Замена фрустрации гибкостью»

1. Нетворческая ситуация. Вспомните ситуацию, в которой вы повели себя недостаточно творчески. Войдите в эту ситуацию, задержитесь в ней, чтобы понять, какие чувства вас посещают. Назовите эти чувства. Это могут быть слова: «смущённый», «испуганный», «неспокойный», «поражённый» и т.д.

2. Позиция наблюдателя. Отойдите от этой ситуации и спокойно наблюдайте за собой со стороны (из метапозиции). Это позволит вам собрать о себе достаточно информации – как осознанно, так и на подсознательном уровне.

3. Выберите чувства. Наблюдая за этой сценой, спросите себя, какие чувства вы бы желали испытывать в той ситуации, назовите их: например, «спокойствие», «компетентность», «сосредоточенность», «выдержка» и т.п.

4. Проверьте новое поведение. Имея данные позитивные чувства, представьте себя в различных поведенческих проявлениях, заключённых в рамку данной ситуации, позволяющих вам познать, испытать желаемые чувства. Прорепетируйте в трёх разных ситуациях, при необходимости вносите поправки.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Отношения в семье
Каждая семья - это целый мир, кажущийся маленькому человеку простым и ясным, здесь его окружает тепло и забота. К сожалению, этот мир не ребёнок выбирает, он дан ему судьбой. Здесь господствует не только природное, но и социальное - неред ...

«Почему параллельна компульсивность»
Роль, по определению, начинает кризис в силу которого смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Особую ценность, на наш взгляд, представляет автоматизм интегрирует бихевиоризм, хот ...

Понятие «направленность личности»
В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления: теория установки (Д.Н. Узнадзе), отношений личности (В.Л. Мясищев, Б.Ф. Ломов), теория значимости (Л.Ф. Добрынин), потребностей ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pclever.ru