Творчество как процесс творческого мышления
Творчество, как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, созерцанию, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфическим творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что новое решение возникает в предметной деятельности, доступной дешифровке на основе предыдущего опыта. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании человека как высшей концентрации духовных сил личности при порождении нового.
Ведическая культура к Творчеству подходила как к акту взаимодействия человека посредством лотосов (другое название – чакры) с Природой. В современном понимании физической проекцией чакр являются нервные центры и их токи.
Настоящее определение Творчества объединяет и развивает данные традиции.
Важнейшей стороной творчества являются мотивы. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести "давление обстоятельств", наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти соперников и т.д. Следование таким мотивам всегда приводит к столкновениям интересов личности, группы людей, сообщества и приводит в той или иной степени социальному поражению. Главное значение для Творчества имеют внутренние мотивы, в основе которых лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем материальные выгоды. Ведущим мотивом творчества является личностная склонность, заложенная от рождения.
Другие статьи:
Основные вопросы, которые ставил Выготский при изучении проблемы знакового
опосредования
Вопрос состоит в выявлении условий перехода от опосредованного действия к действию непосредственному, к поступку, совершаемому мгновенно, как бы без размышления, но остающемуся тем не менее в высшей степени сознательным, свободным, нравст ...
Этапы решения мыслительных задач
Мышление - это процесс движения мысли от неизвестного к известному.[17]
Начальный этап поисковой познавательной деятельности - осознание индивидом возникшей проблемной ситуации. Такие ситуации связаны с необычностью сложившейся обстановк ...
Работы А. Маслоу
«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потреб ...
