Творчество как процесс творческого мышления
Творчество, как процесс, первоначально рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, созерцанию, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфическим творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что новое решение возникает в предметной деятельности, доступной дешифровке на основе предыдущего опыта. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании человека как высшей концентрации духовных сил личности при порождении нового.
Ведическая культура к Творчеству подходила как к акту взаимодействия человека посредством лотосов (другое название – чакры) с Природой. В современном понимании физической проекцией чакр являются нервные центры и их токи.
Настоящее определение Творчества объединяет и развивает данные традиции.
Важнейшей стороной творчества являются мотивы. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести "давление обстоятельств", наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти соперников и т.д. Следование таким мотивам всегда приводит к столкновениям интересов личности, группы людей, сообщества и приводит в той или иной степени социальному поражению. Главное значение для Творчества имеют внутренние мотивы, в основе которых лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем материальные выгоды. Ведущим мотивом творчества является личностная склонность, заложенная от рождения.
Другие статьи:
Подход П.Я. Гальперина к проблеме бессознательного
Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.
В современ ...
Факторы, влияющие на формирование психологического климата
в коллективе
Важнейшей проблемой в изучении социально – психологического климата является выявление факторов, которые его формируют.
Выделяют шесть основных групп факторов, определяющих состояние социально-психологического климата и, в конечном счете ...
Конфликт как вид критических ситуаций. Понятие депрессий
Что же такое конфликт с точки зрения психологии?
Современная психологическая наука различает четыре ключевых понятия, описывающих психологический контекст возникновения конфликтов, прежде всего как критических жизненных ситуаций. Это — ст ...