Профессионально важные качества работников МЧС

Материалы » Исследование профессионально важных качеств работников МЧС » Профессионально важные качества работников МЧС

Страница 2

Профессионально важными для пожарных-спасателей качествами являются также интроверсия и экстраверсия. Экстраверты в наибольшей степени переживают монотонность, подвержены усталости по сравнению с интровертами во время работы, когда ограничены внешние контакты и в работе наступает однообразие [1].

Необходимые психические свойства человека развиваются в процессе его профессиональной деятельности или компенсируются другими свойствами с помощью специальных приемов и способов действия. Лишь в экстремальных и чрезвычайных случаях, к числу которых относятся пожары, требования к отдельным психическим свойствам резко повышаются, в то же время многие механизмы компенсации не срабатывают. И если профессиональная деятельность такова, что экстремальные ситуации возникают в ней довольно часто, появляется необходимость в отсеве людей, не соответствующих по психологическим свойствам требованиям деятельности, или в перераспределении их по рабочим местам с учетом индивидуальных психологических предпосылок [24].

Психограмма сотрудников противопожарной службы включает ведущие группы, в которые входят следующие психологические качества:

- смелость;

- способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях;

- уверенность в себе;

- способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление;

- способность объективно оценивать свои силы и возможности;

- способность к длительному сохранению высокой активности;

- умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;

- уравновешенность, самообладание при конфликтах;

- способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми;

- способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

- способность найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;

- склонность к риску.

Указанные качества проявляются в зависимости от специфики выполняемых задач и связаны с успешностью профессиональной деятельности [25].

Следует отметить, что пожарные подвергаются повышенному риску [1]. Они сознательно идут на опасность, и успех здесь часто зависит от уровня развития моральных и волевых качеств человека, сознания ответственности, долга, самообладания, мужества и мастерства. Знания, умения, опыт иногда не только подкрепляют волевое качество смелости, но даже, если можно так выразиться, принимают часть ее функции на себя. Однако в минуты реальной опасности часто возникает нервное возбуждение, свойственное переживанию опасности. Оно мобилизирует пожарных-спасателей на активные действия и помогает выйти из этой ситуации [31].

По мнению А.В. Осипова профессионально важные качества пожарного-спасателя обусловлены его индивидуальностью и формируются в процессе профессиональной деятельности.

На основе экспериментального изучения индивидуально-психологических и личностных качеств был сконструирован типизированный портрет сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС через характеристику их профессионально важных качеств. Данный портрет включает следующие характеристики.

Специфику типа индивидуальности в структуре профессиональной личности создают: темп, социальная эргичность, эргичность, социальный темп. Таким образом, данные свойства темперамента выступают в качестве профессионально-важных качеств на индивидуальном уровне.

Как субъекты деятельности, пожарные-спасатели развивают личностные качества, выражающиеся в склонности к риску и стрессоустойчивости. При этом по мере профессионального становления происходит уменьшение склонности к риску. В то же время повышается стрессоустойчивость сотрудников пожарно-спасательных формирований как развитие адаптации к профессии, к условиям профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Этиопатогенетические особенности ЗПР
В отечественной дефектологии понятие "задержка психического развития " является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания являются слабо ...

Теплов Борис Михайлович (1896-1965)
Борис Михайлович Теплов родился 20 октября 1896 г. в Туле, где и провел детские и юношеские годы. В 1914 г. он поступил на философское отделение филолого-исторического факультета Московского университета, но учеба была прервана службой в ...

Кризис 17 лет
Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pclever.ru