Гендерные особенности уровня и проявлений агрессивности личности
При проявлении этого вида агрессии имеют значение разнообразные факторы:
– пол объекта агрессии. Шестилетние мальчики гораздо чаще демонстрируют такую агрессию по отношению к мальчику–новичку, чем к девочке (возможно, потому, что новичок–мальчик сам ведет себя более агрессивно, чем девочка). Девочки того же возраста примерно одинаково реагируют на новичков разного пола (имеется в виду открытая физическая агрессия);
– боязнь возмездия. Возможно, физически слабые девочки, как и подобные мальчики, опасаются проявлять открытую агрессию по отношению к сильным мальчикам. Впрочем, то же самое можно сказать и о взрослых женщинах, вступающих во взаимодействие со взрослыми мужчинами, порой значительно превосходящими их по силе;
– провоцирование агрессии. Часто «жертва» агрессии в значительной мере ответственна за ее проявление у партнера по взаимодействию. В том числе это касается и агрессии во время совершения преступления: жертвой – и агрессии и преступления – может быть не только женщина (как принято считать), но и мужчина, однако гораздо чаще при этом обвиняют мужчину (см. материал о свидетельских показаниях);
– социальное подкрепление. За проявление агрессии мальчики скорее поощряются своими сверстниками, а девочки – ожидают негативных санкций;
– гендерные нормы поведения. Они различны – физическую агрессию со стороны женщины воспринимают как проявление неумения владеть собой и несоблюдение общепринятых норм поведения, а мужчины – как способ повысить свою самооценку и усилить позицию в группе;
– техника измерения физической агрессии. Не всегда есть уверенность в надежности этого измерения – в частности, в силу сложности предмета, так как невозможно подсчитать, например, количество толчков, силу удара и прочие атрибуты физической агрессии. [6, С. 37].
Если же выделить другие формы и виды агрессии: скрытую – вербальную и невербальную, то картина становится иной. Поскольку прямое проявление агрессии может угрожать сохранению хороших взаимоотношений с окружающими, что традиционно считается более важным для женщин, они прибегают к скрытой вербальной агрессии в виде клеветы, злословия, раскрытия чужих секретов, остракизма, стремления вызвать у другого человека чувство вины. Так, в 6 лет девочки сильнее, чем мальчики, реагируют на новичков (как мальчиков, так и девочек), но используют скрытую агрессию (игнорирование, избегание, отказ во взаимодействии, исключение из группы). В подростковом возрасте девочки также чаще мальчиков прибегают к стратегиям социального остракизма и манипулирования другими в конфликтах с представителями своего пола. Представители мужского пола начинают использовать скрытую агрессию только во взрослости, но продолжают уступать женщинам по частоте ее использования.
Возможно, из–за того, что непонятно, какой вид агрессии имеется в виду, мета–анализы показывают различные результаты. Хайд, а затем Э. Игли и В. Штеффен получили данные о большей агрессивности мужчин (причем d = 0,29, т. е. меньше, чем по пространственным способностям, но больше, чем по математическим). В то же время обзоры Д. Холл и А. Фейнгольда (в первый вошли исследования 1975–1983, а во второй – 1984–1992 гг.) не обнаружили половых различий по агрессивности.
Половые различия в агрессии пытаются объяснять влиянием как биологических, так и социальных факторов. К первым относится наличие подобных половых различий у животных, связь агрессивности с доминантностью и сексуальностью и гормональный фактор, ко вторым – формирование гендерных стереотипов, позволяющих мужчинам открыто демонстрировать свою агрессивность, а от женщин требующих ее скрывать.
Убедительные доводы об отсутствии прямой связи агрессивности и доминантности у человека приводят Маккоби и Жаклин:
– агрессия – относительно примитивный способ оказывать влияние на других людей, не единственный и не самый главный;
– доминирование с помощью агрессии эффективно только в ограниченном наборе ситуаций – там, где человек, подвергшийся агрессии, не может прервать отношения;
– играя в групповые игры с другими мальчиками, мальчики вынуждены соблюдать «мальчишеские» законы (в том числе участвовать в драках), так как у них ограниченный выбор партнеров для игр, ведь вследствие половой сегрегации для них не принято играть с девочками;
– когда дети становятся старше, у них появляется возможность участвовать в большем числе групп, взаимодействовать с лицами, не обязательно проявляющими агрессию, и при этом доминирование в группе достигается уже не только с помощью агрессии;
Другие статьи:
На пороге юности
Дорога в мир взрослого человека очень тяжела, перед тем как подросток станет самостоятельным, состоявшимся человеком с определенными чертами характера, желаниями и своим местом в жизни, ему необходимо решить множество задач, которые и опр ...
Закономерности общения и взаимодействия в
трудовой деятельности
Взаимоотношения – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоотношения – отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу. При взаимоотношениях постоянно осуществляется «обратная свя ...
Связь между существующими задрежкам речи, психическим развитием и дефектами
центральной нервной системы
Одной из основных особенностей психического развития детей-логопатов, отмечает О.Н.Усанова (1993, 1995) является изменение характера их взаимодействия с окружающим миром. Это связано прежде всего с тем, что у них в той или иной степени (и ...